Какой святой покровительствует влюбленным в Армении?
C начала 1990-х, когда уже некоторое время трещавший под напором «парада суверенитетов» Советский Союз прекратил-таки свое существование, первейшей заботой для государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, стало рыночное переобустройство. Тем не менее, движение в дебрях переходного периода примечательно не только экономическими заботами. Несмотря на текущие сложности, успевают люди и о душе подумать. И о любви – как же без нее-то?
Что касается Армении, то любовь, конечно, почитают и здесь. Но есть у нее свой небесный покровитель, составляющий серьезную конкуренцию святому Валентину. Это святой великомученик Саргис. Он входит в число примерно 400 святых, которых поминает Армянская апостольская церковь. День его памяти, который следует за 5-дневным Передовым постом новообращенных, отмечается в субботу в период от 11 января до 15 февраля. Причем в ту субботу, от которого до Пасхи остается 63 дня. В нынешнем году он выпал на 3 февраля.
Уроженец Каппадокии, Саргис при римском императоре Константине был назначен там воеводой. Но он проявил себя не только как искусный и храбрый военачальник, но и как ревностный проповедник христианства, которое тогда наконец вышло из подполья. Пользуясь покровительством императора, ходил он из града в град, проповедуя Евангелие и возводя христианские церкви на месте языческих капищ. После смерти Константина на римском троне воцарился Юлиан, прозванный впоследствии отступником за свое стремление реанимировать язычество. Репрессиям подвергся и Саргис. Во время одной из молитв ему в видении явился Иисус Христос и повелел: «Отправляйся в страну, которую Я укажу тебе. Там ты найдешь уготованный тебе венец добродетельности». И Саркис вместе со своим сыном Мартиросом отправился в христианскую Армению – к царю Тирану.
Но пробыл он здесь недолго. Юлиан, вознамерившийся восстановить свою власть на Востоке, двинулся в Сирию. Римские легионы перебили по пути немало христиан. Опасаясь за судьбу Саргиса, царь Тиран посоветовал ему перебраться в Персию. Персидский шах Шапур, наслышанный о доблестях Саргиса, назначил его военачальником. Так ему пришлось держать оборону против римлян, которые к тому времени уже достигли подвластных Персии территорий. Римские войска превосходили по численности подразделения, имевшиеся в распоряжении Саргиса. Но он призвал солдат отринуть страх и вверить себя Создателю. Многие приняли крещение. В конечном итоге атака римлян была отбита. И в дальнейшем, видя добродетельность и набожность своего военачальника, воины оставляли язычество и переходили в христианство. Узнав об этом, Шапур потребовал поклоняться огню, как принято у персов. Саргис не принял этого требования, заявив, что будет поклоняться Единосущному Господу, а не идолам. Взбешенный Шапур приказал убить сына Саргиса, Мартироса, на глазах отца, а его самого – бросить в темницу. Впоследствии за твердость в вере он был обезглавлен. Казнены были и четырнадцать новообращенных воинов, которые взяли тело блаженного, чтобы предать его земле.
И всё же мощи мученика не пропали. С V века они находятся в Армении, в селе Карпи, куда их из Сирии доставил создатель армянской письменности Месроп Маштоц. Мощи покоятся в специально построенной церкви, которая носит имя святого.
Сегодня Саргис – один из самых почитаемых в Армении святых. И, видимо, не случайно именно этот благородный всадник на белом коне стал небесным заступником и спасителем. Особенно – молодых и влюбленных. Католикос всех армян Гарегин II провозгласил день св. Саргиса Днем благословения молодых. В этот день юноши и девушки обращаются к святому с просьбами помочь отыскать суженого, преодолеть те или иные затруднения.
«Дню cв. Саргиса предшествует Передовой пост, установленный еще святым Григорием просветителем, – сообщают в в пресс-службе Араратской епархии ААЦ. – В нынешнем году он длился с 29 января до 2 февраля. Раньше во время поста запрещалось не только принимать пищу до захода солнца, но и стирать, прясть пряжу, возиться с волосами или шерстью: считалось, что это навьет путы на ноги коня св. Саргиса».
В пятницу начинались приготовления к собственно празднику. Их главный ингредиент – похинд (мука из поджаренной пшеницы). Его замешивали на меду, сахарном или уваренном виноградном сиропе и выделывают лепешки по числу членов семьи. Вечером эти лепешки торжественно съедались, что символизировало окончание поста. Но к молодежи сие не относится. Юношам и девушкам дают съесть соленые печенья, которые готовят взрослые женщины. До того нельзя ничего пить. И молодые ложатся спать, сильнейше возжаждав в буквальном смысле слова. Если во сне девушка увидит молодого человека, который подносит ей стакан воды, то за него ей и замуж идти, может быть, даже в текущем году (парни, соответственно, с той же надеждой ждали девушек). Если же во сне тебя так никто и не напоит, то придется ждать следующего года и проходить «соленое» испытание заново…
В доме же тем временем продолжается кулинарное таинство. Женщины наливают замешенный на сиропе похинд в миску, осторожно выравнивают массу и ставят миску в почетный угол дома. Считается, что в эту ночь святой Саргис спускается на землю и обходит жилища людей. Если зайдет к кому – непременно проверит, соблюдается ли в канун его праздника такой обязательный ритуал, как приготовление и хранение похинда. Многие специально не запирали двери на ночь, чтобы показать, как они ждут святого. Утром бежали проверять – оставил ли конь святого, в знак благоволения хозяевам, отпечаток своей подковы на похинде? Молодые рассказывали, что им привиделось во сне – кто подал им воды, сколько, в каком сосуде и т.д. Важна была любая мелочь: сосуд из золота символизировал богатого человека, деревянный – бедного, полный до краев – долгое супружество, неполный – напротив, краткое.
Бытовал еще один вид гадания. Кусочек похиндовой лепешки клали на крышу дома или на подоконник, приглашая на трапезу птиц. Куда они потом полетят – с той стороны и ожидался будущий супруг (или супруга).
В нынешнем году праздник св. Саргиса отмечен с особым размахом. В церквях, носящих его имя (всего в Армении три таких церкви, в том числе две в Ереване, из которых одна – викариальная), отслужены праздничные молебны. Приятный сюрприз преподнесла Араратская Патриаршая епархия, которая инициировала письменный конкурс на лучшую историю любви с вручением призов. За правильно выведенную формулу любви автор послания получит «гран-при» в размере 250 тысяч драмов (около 690 долларов). Среди других номинаций – «Искренняя любовь», «Романтическая любовь», «Долгая любовь», «Самая влюбленная пара», «Любовь к ближнему», «Любовь к Родине» и даже «Любовь к Богу». По словам председателя жюри, председателя худсовета телекомпании «АрменАкоб» Армена Амиряна, который является также членом епархиального совета, получено более семисот разнообразных посланий. «И по обычной почте присылали, и по электронной, и сами приносили. Все послания будут рассмотрены и оценены по достоинству», заверяет г-н Амирян.
А пока жюри работает над почтой, люди дарят друг другу «саргисовки» – сувениры, сладости, открытки в виде сердечек. Потому что они верят в чудо. Потому что в их сердцах есть искра. Потому что они любят друг друга.
Автор — Ашот Гарегинян
Источник