ТЕХНОКРАТИЯ

ТЕХНОКРАТИЯ — термин, под которым в современной западной социологии понимается, во-первых, тип государственного устройства, при котором вся полнота экономической и политической власти находится в руках технических специалистов, якобы пришедших на смену бизнесменам и политикам в результате развития НТР; во-вторых, это сами научно-технические специалисты, носители научно-технических знаний и технической рациональности; в-третьих, это различные технократические концепции в современной теоретической социологии, возвеличивающие социально-преобразующую роль техники в современном обществе. В зависимости от конкретного имени, каким авторы называли новую технократическую элиту общества, можно выделить несколько этапов в эволюции технократизма.

Отцом первой традиционной технократической концепции был Т. Веблен (см.), который называл технократами инженеров, технических специалистов широкого профиля. Подчеркивая «ключевую важность» конфликта между бизнесом и индустрией, Веблен считал необходимым «индустриальный переворот», в результате которого фактическая власть должна была перейти от предпринимателей к техническим специалистам, а капиталистическое общество превратится в технократическое.

Идеи Веблена имели широкое распространение среди научно-технических специалистов американского общества в 1920 — начале 1930-х. Затем их сменили идеи «революции менеджеров», которые пропагандировались в работах Берли, Бернхэма (см.), а элита называлась управленческой. В 1950-е появляются концепции индустриального, единого индустриального общества, где впервые провозглашается, что технологический рай на земле уже построен, общество перестало быть как капиталистическим, так и социалистическим: старые «измы» предлагалось отбросить и полностью наслаждаться плодами научно-технической революции (см.). Императивы знания (см.) получили приоритет над императивами идеологии (см.), ценным было признано все, что технологично, совершенствование техники (см.) стало целью общества, вместо политических решений признано необходимым принимать мехнические решения.

Однако вскоре стало очевидным, что наряду с добром научно-технический прогресс (см.) несет человечеству негативные непредсказуемые последствия, что так называемые глобальные проблемы современности (см.) также связаны с чрезмерным развитием техники. Концепция индустриализма как рая земного рухнула, уступив вскоре место концепциям постиндустриализма и научной интеллигенции как новой элите. Яркую картину постиндустриального общества (см.) нарисовал Д. Белл (см.) в книге «Приход постиндустриального общества», а критику его дал О. Тоффлер (см.).

Наконец, в 1980-1990-е получили широкое распространение теории информационно-компьютерного общества, рассматриваемые как современный вариант технократизма и по-прежнему связывающий разрешение социальных противоречий с развитием техники. Новая элита названа датакратией, так как она связана с накоплением информации, баз данных. Таким образом, неотехнократия по своей сущности мало чем отличается от Т.

Л.Г. Титаренко