ТЕСТЫ КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

Тесты критериально-ориентированные (в психологии развития) [англ. test — испытание, проба; греч. kritērion — мерило] — методики психодиагностики, выявляющие, насколько испытуемый владеет знаниями, навыками, умственными действиями, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов учебных или профессиональных заданий. Критерием служит наличие или отсутствие этих знаний. По своей сущности Т. к.-о. представляют собой инструмент обратной связи в организации процессов обучения. Т. к.-о. конструируются на основе анализа логико-психологической структуры критерия. Между методикой и критерием заранее предусматривается психологическое соответствие, релевантность.

Результаты тестирования, проведенного с помощью этих методик, оцениваются не по порядковому месту испытуемого в выборке и не по отношению к статистической норме, а по отношению этих результатов ко всей сумме тестовых задач. Каждая из задач построена из ключевых понятий и терминов критерия, с которыми испытуемому предлагается выполнить логические операции. Этим индивидуальные оценки по Т. к.-о. отличаются от таких же оценок, получаемых при традиционном тестировании интеллекта и способностей.

К.М. Гуревич

Раздел 4. Методы исследования в психологии развития