ТЕСТЫ КРЕАТИВНОСТИ

Тесты креативности [лат. creatio — сотворение, создание] — группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения творческих способностей личности. Первые Т. к. появляются в 50-х гг., и их развитие постепенно становится одним из основных направлений в современной психодиагностике. Наиболее мощным стимулом этого развития являются результаты многочисленных исследований, указывающие на несоответствие между успешностью выполнения традиционных тестов интеллекта и творческими способностями.

Способность продуцировать новые идеи, находить нетрадиционные способы решения проблемных задач была отделена от других способностей и названа креативностью. Сегодня изучение и измерение креативности осуществляются в следующих основных направлениях: "личностном" (влияние на креативность личностных черт) и "познавательном" (влияние на креативность интеллектуальных, познавательных особенностей). Наиболее известные тесты для измерения познавательного аспекта креативности разработаны Дж. Гилфордом с сотр. (1959) и Е.

Торрансом (1962). В отечественных исследованиях на основе выделения единицы измерения творческих способностей, названной "интеллектуальной инициативой", разработана оригинальная методика "креативного поля" (Д.Б. Богоявленская, 1983). Интеллектуальная инициатива выступает в качестве "клеточки", в которой синтезируются личностные черты и интеллектуальные особенности. Полученные с помощью методики "креативного поля" данные тесно коррелируют с внешним критерием, тем не менее в силу его субъективности необходимо дальнейшее изучение валидности такого подхода к измерению творческих способностей.

Л.Ф. Бурлачук