Мымра или Золушка? Гендерные установки советского кино
Что общего у Кати Тихомировой и Прокофии Людмиловны?
Ну как что? И та и другая – деловые женщины, которые нашли свое счастье! В виде милых недотеп – Новосельцева и Гоши (он же Гога, он же Жора). Но ведь чем-то они и отличаются? Конечно.
Прежде всего, Людмила Прокофьевна – мымра, а Катерина – нет. Катерина в виде девушки была вполне миловидна, а уж в виде директора комбината – прекрасно выглядящая дама. Людмила Прокофьевна поставила на себе крест как на женщине, а Катерина нет. У Катерины в молодости был печальный опыт, от которого осталась прекрасная дочечка. У Людмилы Прокофьевны тоже был печальный опыт, но до детей не дошло, жених скис раньше. Поэтому она ходит в страшнейших костюмах и чудовищных очках, засиживается в своем статуправлении допоздна и никаких попыток устроить свою женскую жизнь не предпринимает. Хотя ей всего 36, а Катерине уже 40, но у Катерины есть возлюбленный (правда, какой-то гаденький).
Но вот случается поворот судьбы: Людмилу Прокофьевну полюбил недотепа Новосельцев, а Катерина встретила в электричке слесаря Гошу. И тут, хоть и не без происшествий, и наступает Счастье.
В обоих фильмах нам преподносится одна и та же мысль: женщина может быть хоть успешным директором комбината, хоть хорошим директором статуправления (или НИИ статистики? в фильме обтекаемо сказано «статистическое учреждение«) – все это не имеет ровно никакого значения, если она не при муже. В любом случае она обречена рыдать в подушку. Типичная деловая женщина 70-х – мымра, сухарь, трудоголик, невостребованная сексуально, которой напрочь отказано во внешней привлекательности, с подчеркнуто мужеподобными жестами. Считалось, что начальница обязательно в чем-то ущербна, а в личной жизни – несчастлива.
Казалось бы, что плохого в преданности «домашнему очагу» и «идеалу материнства»? Ничего! Вроде бы вполне благое намерение: женщина действительно должна иметь возможность уделять больше времени детям, мужу и дому. Но именно возможность, а не «единственно правильный» сценарий жизни! В результате на практике это привело к почти полному вытеснению слабого пола из деловой и общественной жизни, жлобским представлениям о деловой женщине как о крокодилице, заниженным заработкам женщин и т.д. и т.п.
Кстати, Людмиле Прокофьевне никто не мешал, в общем-то, привести себя в нормальный вид и до встречи с Новосельцевым. Время у нее есть, зарабатывает директор института очень неплохо. Но зачем ей это? По мнению сценариста и режиссера это не имеет решительно никакого смысла: ведь она уже решила, что не выйдет замуж. Так зачем (рассуждают авторы) и выглядеть прилично? Можно в 36 лет одеваться как ветеранша 2 съезда РСДРП, ходить, забивая каблуками гвозди, и так далее. Какой смысл – намекают нам – просто для себя прилично-то выглядеть?
Катерина, наоборот, не прочь выйти замуж, поэтому она выглядит вполне ничего себе. Она даже делает разведку в клубе «Кому за…» , хотя и старательно прикидывается, что ей это совершенно не нужно. Разведка оказывается неутешительной, мужчин мало и они крайне завалященькие — но интерес был. Интересно, что в клубе «Кому за…» сидит та же Ахеджакова, которая в виде секретарши Верочки учит Людмилу Прокофьевну, как должна выглядеть нормальная женщина. Кстати, сама-то Верочка в плане личной жизни вряд ли может служить заманчивым образцом – она только и делает, что, рыдая, выясняет отношения с мужчиной, то ссорится, то мирится, и детей у нее пока нет, то есть семью она нормальную тоже не создала. Зато она вся из себя разнаряженная, а на работе беспрерывно сплетничает про сослуживиц, покупает шмотки и читает чужие письма.
Самостоятельная Катерина ни у каких секретарш не консультируется. Но помните, что сказал ей в электричке Гога (он же Гоша, он же Жора)?
— …а еще могу сказать, что вы не замужем.
— То, что у меня нет обручального кольца, вовсе не означает, что я не замужем.
— Даже если бы у вас было три обручальных кольца, они не сделали бы вас похожей на замужнюю женщину. У вас взгляд незамужней женщины.
— А что, незамужние женщины смотрят как-то по-особенному?
— Конечно. Они смотрят оценивающе.
Это очень забавно, конечно, но ведь и он, и опять же авторы, не сомневаются, что любая незамужняя женщина находится в поиске: кого бы подцепить? Даже в электричке у нее взгляд «оценивающий», иначе она не может. Интересно бы спросить этого мачо, а какой взгляд у замужних? Удовлетворенный? Или замордованный?
…Итак, обе нашли себе объекты. Оба мужичка – лузеры, как на подбор. Новосельцев, правда, растит детей, что его частично оправдывает, но все же и вид у него, как говорят в Одессе, затрушенный, и отчет по «лё-ё-ёегонькой» промышленности он нормально сделать не может. А туда же – мечтает о повышении, причем не ради каких-то возможностей по работе, а ради прибавки в 20 рублей. Можно не сомневаться, что и зав. отделом из него тоже получится неважный, не тот он человек, чтобы руководить людьми.
Гоша (он же Гога и т.д.) работает с удовольствием, его хвалят как талантливого слесаря, но все же он страшно комплексует по этому поводу, и жену ищет непременно рангом ниже себя. Надо полагать, что его первый брак с «прекрасной женщиной» не удался именно поэтому. Еще он все время самоутверждается и твердит, что он мужчина – хотя надо отдать ему должное, подраться он умеет. Живет он в ужасной какой-то дыре, что вообще-то странно: слесарь, да еще крутой, мог бы в СССР зарабатывать очень неплохо, уж побольше чем работник статистики. Да он и сам говорит, что неплохо зарабатывает, ну и куда же все это девается? Уж не на выпивку ли?
Новосельцев, хоть и ни при каком раскладе не побил бы группу хулиганов, а побил только респектабельного Самохвалова, но все же в развитии своего романа с Людмилой Прокофьевной не сдается, а действует – в отличие от Гоши, который как только что-то пошло не так, тут же закуклился в своей норке и запил. Пришлось ему помогать.
И в результате – вот оно, счастье: и директор комбината, и директор статуправления — обе, наконец, обрели положенный женщине замужний статус. Куда там производственным и карьерным успехам по сравнению с замужеством! Неважно, за кого, главное – замужем. Все равно общественное мнение в этой части света непоколебимо: раз не при муже – жизнь не удалась. Хоть ты будь трижды Софья Ковалевская. Интересно, что первоначально «Служебный роман» даже назывался как-то вроде «История Золушки», то есть Людмила Прокофьевна, которая все-таки директор института и дама с положением — бедная Золушка, а принц — конечно, недотепа Новосельцев. Ну разве не поразительно?
…А какое их ожидает счастье – это нам не показано. Хотя, говорят, что и тут уже планируют какие-то продолжения, наверняка такой же отстой, как и с «Иронией судьбы». Но можно предположить, что, так как у Новосельцевых очень скоро оказалось три мальчика, Людмила Прокофьевна скорее всего работу бросила. И, надо полагать, надолго: три маленьких мальчика – это не шутка. Жить, значит, придется на зарплату Новосельцева, каковой и на двух-то мальчиков не хватало. Карьере конец, впереди у нее – кухня и стирка, подруг у нее нету, да еще и без денег, то-то счастье!
У Катерины с Гогой-Гошей вообще непонятно что получится. Комбинат она не бросит, детей малых не ожидается. Значит, слесарь Гога-Гоша будет по-прежнему комплексовать и самоутверждаться, пока не запьет. Если же он все-таки доведет ее, чтобы она бросила работу, то она его с тоски загрызет… Тоже счастьице…
Но кого интересуют такие нюансы? Главное ж замужем!
(Примечание для альтернативно одаренных комментаторов: автор статьи уже отметила серебряную свадьбу, имеет взрослых детей и личными комплексами по поводу незамужества отнюдь не страдает).
Автор — К. Ю. Старохамская
Источник