Мужчина напротив

Мужчина напротив… За какими личинами скрываются потомки волшебника Гудвина?

Вообще-то Гудвин – «великий и ужасный» волшебник-шарлатан из сказки «Волшебник из страны Оз» или нашего «Изумрудного города» – детей мог и не иметь. Поскольку авторам сказки этот вопрос не задашь, то достоверных источников у нас нет. Однако Гудвин как художественный образ, по-моему, породил достаточное количество потомков, о типаже которых я и хочу порассуждать. Назвать их «детьми» рука как-то не поднимается. Все же «всегда быть в маске», согласитесь – это выбор взрослого человека! Каковым был и сам Гудвин… Так что же это за мужской образ, и какие маски ему свойственны? Пойдем простым путем и разберем на примерах.

Образ первый. Artist

Все-таки в русском языке определение «артист» относится к тому, кто работает на сценической площадке. Поэтому я и обозначила латиницей – она дает больший маневр для толкования.

Artist – человек искусства. Все, что он делает – воплощает ли идею в произведении, жарит яишню или объясняется по телефону, – несет на себе отпечаток его незаурядной творческой натуры. Обыденность для него – тяжелый груз, и это унылое ярмо нести он не обязан. Неслучайно, если артисту не повезет, то он так и проживет всю жизнь в коммуналке или с родителями, или со всякого рода людьми, обеспечивающими ему бытовой комфорт. Артист – человек страстный и при этом наделенный особым чувством собственного достоинства. Он всегда как будто не от мира сего, что я буду вам рассказывать. Иронизировать над этим было бы грешно. Но! Артисты, друзья мои, бывают разные. И я сейчас о тех, что в кавычках.

Потомка Гудвина распознать порой удается не сразу. Он упоительный собеседник, и если уж сядет на своего «конька», то общаться с ним о всяких высоких материях можно часами и сутками. Что прекрасно. До тех пор, пока вы не начнете испытывать дискомфорт, а выбравшись из морока его экспансивных проявлений, вдруг не почувствуете, что разбиты и опустошены.

А это неминуемо наступит, если в процессе общения вам покажется, что вы обязаны что-то для этого человека сделать и, паче чаяния, что-то ему пообещаете.

Хорошо, если вы искренне верите в человека и в то, что он производит (стихи, сценарии, музыку, картины, и т.д.) Тогда у вас есть шанс стать его музой со всеми сопутствующими, и да пребудет с вами Сила. А если нет, если есть сомнение? И оно раз от разу все укрепляется, когда вы наблюдаете и слышите одну и ту же песню непонятого художника, и весь его «репертуар» уже знаете наизусть? И ситуация сохраняется годами?

Сам Пушкин, рассказывая о «добром своем приятеле», однажды воскликнул: «Уж не пародия ли он?» А нам-то что уж… Один мой знакомый о себе говорит так: «Когда меня спрашивают – что Вы читаете, я отвечаю – пишу, деточки, пишу». Зная его много лет, я полюбопытствовала, что же он пишет… Уж лучше бы читал.

Образ второй. Наполеон

В сущности, много ли мы знаем о Наполеоне, кроме того, что был он низкорослым, уже в юности командовал войсками, проявлял нетоварищеское отношение к женщине и воплощал в жизнь свои наполеоновские планы? Нет, кто-то, может, и осведомлен. Как один мой знакомый, который войсками не командовал, но все остальное у Наполеона перенял, поскольку это был его кумир. Увязывать низкий рост и наполеоновские планы я бы не стала – есть у меня и другие знакомые… Следовательно, речь не об этом.

Наполеон всегда мыслит масштабно. Сидя на кухне и шевеля ногой в дырявом носке, он с одинаковым серьезом будет втирать собеседнику и про сетевой маркетинг, и про нанотехнологии, и про суперкоммерческий интернет-ресурс. Причем собеседник видится наполеону не слушателем и не собратом по трындежу, а будущим исполнителем. Коллег у наполеона, как вы сами понимаете, быть не может. Он – глава, он – «мозг». И если вы робко спросите, а что же он будет делать, пока вы, аки пчелка, начнете трудиться для воплощения его замысла, он с достоинством ответит: «А я буду думать дальше!»

Удивительное свойство наполеонов собирать себе «войска», наверное, изучается антропологами и социологами. Рискну даже высказать мысль, что именно этот типаж, широко распространенный в нулевые годы, и привел нас всех к кризису. Какой же комментарий хочется добавить к этому типу? Его идеи, как правило, не являются оригинальными и созидательными. Иначе он занял бы достойное место в совсем другой типологии мужчин.

Но чем более наполеон убежден в том, что он предлагает нечто беспроигрышное, чем больше отвлечены его идеи от того, что знает и умеет он лично, чем с большей готовностью он готов переключиться от нанотехнологий к искусству торговли грибами и наоборот, тем достоверней его происхождение от Гудвина, а не от Наполеона.

Вы сами можете дополнить этот список отличий. Сходство же разительно: если вы находитесь под влиянием такой личности, то вам кажется, что он действительно незауряден. Особенно если сидите без работы… Но попробуйте снять «зеленые очки». Этот тип вас сразу же вычислит, и вы расстанетесь. С чем вас и поздравляю.

Образ третий. Духовный учитель

Это образ, конечно, самый пленительный для многих мужчин, поскольку в сущности, кроме желания быть в нем, ничего от потомка Гудвина не требует. Нет, конечно, никто не говорит, что это легко, и позиционировать себя как гуру может каждый. Это даже очень трудно. Поскольку сначала надо ведь, чтобы хоть кто-то тебя в таком качестве признал. А для этого недостаточно, чтобы о тебе сказали: «На все вопросы мира есть у него ответы, прочел он три тысячи книг». Надо вызвать ощущение, что у тебя есть ответы не просто на вопросы мира, а на глубинные вопросы конкретного человека.

Для этого есть разные способы. Проще всего достичь своей цели, устремив усилия в область магии, астрологии, эзотерики, йоги, философии, а лучше всего – преподносить свои знания совокупно. Так оно действенней будет, и из этого морока ни один собеседник просто так не выберется.

К примеру, чтобы стать психоаналитиком, надо учиться много лет. И знать, что клиенту никогда не нравится отвечать на неприятные вопросы и быть честным. А чтобы организовать клуб единомышленников, никакого образования не надо. Достаточно только давать людям ощущение, что они поняты, приняты и приобщены к некоему таинству. Поступенчато, но очень приятно. Индивидуальный морок + морок приобщившихся + морок созданной структуры – и вот мы уже имеем вполне жизнеспособное сообщество.

В этом смысле потомку Гудвина не позавидуешь. Ему каждый день приходится быть начеку. Поскольку «гуру» без коммуникации не может, то ежедневно любой, извините за выражение, дурак с мороза, будет пытаться ставить под сомнение созданный нашим персонажем авторитет. А он же не может, как свой прародитель, бесконечно прятаться за ширмой. Хотя очень хотелось бы, и не прятаться, а жить за ней…

Один мой знакомый признался, что на вопрос, заданный на одном из бесконечных тренингов, которые он посещал в юности: «Чего вы хотите больше всего?», честно ответил: «Могущества!»

Тщедушный мальчик с плохим запахом изо рта, у которого не было больших шансов завоевать расположение женщин, пошел по пути, о котором я говорю. Возглавляет сейчас клуб – «ашрам», как он его называет. Берет за личную консультацию такие деньги, что элитные проститутки нервно курят в стороне. Потому что они дают понятно что, а он дает Знание о Судьбе.

Но стоит задать ему несколько простых вопросов по теме, теряется и обижается, как ребенок. Или как Гудвин, к которому пришли без зеленых очков…

Что к этому добавить? Посмотришь потомку Гудвина в лицо – ничего страшного в нем нет. Любая из нас предпочтет беседу с ним привычным делам. Проблема не в этом, а в том, что сам потомок Гудвина меньше всего нуждается, чтобы мы его таким видели, без очков и as is.

Но у нас-то проблем нет? Или есть? Тогда, как говорится, – маски прочь!

Автор — Валентина Мовилло

Источник