ТВАРДОВСКИЙ

ТВАРДОВСКИЙ (Twardowski) Казимеж Ежи Адольф (1866—1938) — польский и украинский психолог и философ. Наряду с Ю. Охоровичем, один из создателей опытной психологии в Польше и Западной Украине, основатель львовско-варшавской философской и психологической школы. В 1885—1889 гг. учился на философском отделении

Венского ун-та. С 1892 г. работал в Лейпцигском институте экспериментальной психологии В. Вундта, где в том же году подготовил докт. работу по философии. С 1894 г. — приват-доцент Венского ун-та, а в 1895—1930 гг. — профессор философии и психологии Львовского ун-та, зав. кафедрой философии. В течение ряда лет — декан фак-та (1900—1904), и ректор ун-та (1914—1917). В 1900 г. организовал во Львовском ун-те первую в Галиции и Польше психологическую лабораторию, где совместно с М.

Кройцем проводил экспериментальные работы. В 1904 г. основал "Польское философское общество". В 1933 г. за заслуги перед университетской наукой Т. был избран поч. профессором Варшавского ун-та. Являлся чл.-кор. Академии наук в Кракове. С 1911 г. — ред. журнала "Философское движение" ("Ruch filozoficzny"). В философии Т. был учеником Ф. Брентано, в гносеологии — разделял идеи феноменализма Д. Юма. В целом в его мировоззрении преобладали элементы позитивизма. Боролся против спекулятивной метафизики. Ратовал за так называемую "научную философию", понимая ее как совокупность наук.

Условием развития философии считал внедрение в нее дедуктивного, логико-аналитического и эмпирического, экспериментального методов. Психофизическую проблему решал с позиций психофизического параллелизма. Психологию рассматривал как эмпирическую основу философских наук, экспериментальную область знания, использующую одновременно метод интроспекции.

Различал эмпирическую психологию, опирающуюся на внутренний опыт, и экспериментальную, использующую экспериментальный метод. Отмечая недостатки интроспекции, в то же время говорил, что есть ряд духовных явлений, применительно к которым эксперимент невозможен.

В целом же психология в его понимании переставала быть наукой о душе и включалась в ряд естественных наук ("О методах психологии", 1910; "О психологии, ее предмете, задачах и методах", 1913). Т. отстаивал самостоятельность психологии как науки, ее несводимость как к физиологии, так и к философии ("Психология, физиология и философия", 1897; "О предмете психологии, ее отношении к другим наукам", 1913 и др.). Предметом его исследования выступали также конкретные проблемы общей и педагогической психологии ("Как и чему нужно учить", 1899; "Психология наглядности на школьных уроках", 1899; "Воображение и понятия", 1898; "Психология мышления", 1908); и др.

А.Т. Губко