ТАЛЫЗИНА

ТАЛЫЗИНА Нина Федоровна (р. 1923) — российский психолог, специалист в области педагогической психологии. Автор деятельностной концепции программированного обучения. Д-р психологических наук (1970), профессор (1971), чл.-кор. АПН СССР (1971), д. чл. АПН СССР (1989) и РАО (с 1993). Засл. профессор МГУ им. М.В. Ломоносова (с 1999). Зав. кафедрой педагогической психологии и педагогики фак-та психологии МГУ (1967—1995). Была чл. редкол. ряда отечественных ("Советская педагогика", "Вестник МГУ. Серия 14. Психология" и др.) и зарубежных журналов ("Научные основы обучения" / Голландия /, "Измерение и оценивание" / Испания /).

За научную и педагогическую деятельность награждена медалью им. Н.К. Крупской (1969); двумя медалями ВДНХ (1975, 1979), правительственным орденом Кубы за вклад в развитие образования в республике (1988). Окончила физико-математический фак-т Ярославского педагогического ин-та (1945). В 1950 окончила аспирантуру при АПН РСФСР по психологии, защитив канд. дис.: "Особенности умозаключений при решении геометрических задач". С 1950 г. преподает в

МГУ им. М.В. Ломоносова (ассистент, 1950—1951; ст. преподаватель, 1952—1960; доцент кафедры психологии философского фак-та МГУ, 1960—1963). С 1963 г. — зав. кафедрой педагогики философского фак-та МГУ. С 1967 по 1995 г. — зав. кафедрой педагогической психологии и педагогики фак-та психологии МГУ. С 1995 г. — руководитель Учебного центра по переподготовке работников системы образования при факультете психологии МГУ. Научная деятельность Т. в области педагогической психологии связана с исследованием закономерностей процесса усвоения новых знаний и умений, диагностикой сформированности познавательных умений. Под руководством П.Я.

Гальперина исследовала особенности формирования умственных действий, что позволило вскрыть психологические механизмы становления и функционирования научных понятий. Изучала умственные действия, обеспечивающие выполнение логических операций доказательства, классификации, рассматривая как возможности формирования логического мышления у детей, так и особенности функционирования логических приемов мышления у взрослых.

>Это привело к разработке метода моделирования разных видов познавательной деятельности и формулировке принципов управления процессом их формирования, помогло понять соотношение психологического и логического подходов к изучению мышления.

Было установлено, что управление процессом усвоения умственных действий, лежащих за логическими знаниями и операциями, позволяет формировать полноценные понятия уже у детей 5—6 лет, в то время как стихийный ход становления логического мышления выражается в наличии дефектов в его функционировании даже у взрослых образованных людей.

Это вскрывает несостоятельность определения возраста как критерия развития логического мышления и зависимость логического мышления от условий усвоения социального опыта.

Изучение психологических механизмов обобщения (в сравнительных экспериментах с детьми с нормально развитой психикой и с детьми с задержками в психическом развитии) обнаружило, что обобщение не определяется непосредственно общностью свойств предметов, а зависит от того, на что ориентируется человек в работе с предметами, какое место те или иные свойства занимают в структуре деятельности субъекта. Это положение открывает путь для управления процессом обобщения, для выделения свойств, по которым требуется провести обобщение. В 1960-е гг. с появлением программированного обучения Т. проводится анализ общей теории управления, исследуются возможности ее использования в учении при разработке принципов программированного обучения. Ею сформулирована деятельностная концепция программированного обучения, отличающаяся от американского аналога, построенного на основе бихевиоризма ("Теоретические проблемы программированного обучения", 1969). Обобщение цикла исследований в данном направлении составило основу докт. дис. Т.: "Психологические основы управления усвоением знаний" (1970).

В 1970-е гг. Т. разрабатывает психолого-педагогические основы применения обучающих машин, исследует функции учебника в учебном процессе, создает методики составления обучающих программ; анализирует функции контроля при усвоении знаний ("Пути и возможности автоматизации учебного процесса" / в соавт., 1977; "Методика составления обучающих программ". Уч. пособие, 1980; "Управление процессом усвоения знаний: психологические основы", 1975, 1984).

В 1980-е гг. в центре внимания Т. проблемы психодиагностики. Ею разрабатывается деятельностный подход к психодиагностике когнитивной сферы, интеллектуальных способностей учащихся, формулируются принципы составления диагностических методик, проводится оценка валидности ряда зарубежных тестов ("Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта" / в соавт., 1987; "Психодиагностика познавательного развития учащихся" / в соавт., 1989.). Еще одно направление исследований Т. — изучение возрастных особенностей усвоения знаний шестилетними детьми, учет которых необходим при разработке программ и организации процесса обучения. Был проведен цикл исследований близнецовым методом, подтвердивший социальную природу человеческих способностей и позволивший предложить новый подход к диагностике интеллектуальной деятельности ("Природа индивидуальных различий: Опыт исследования близнецовым методом" / в соавт., 1991). Т. разработаны подходы и технологии формирования образовательных программ в вузах на основе разработки модели деятельности специалистов ("Пути разработки профиля специалиста" / в соавт., 1987). Наряду с научной, Т. ведет активную преподавательскую работу. Читает курсы лекций для студентов МГУ и др. вузов, выступала с циклами лекций в Великобритании, Мексике. Так же автор учебников и монографий: "Педагогическая психология", М., 1999, 3-е изд.; "Теоретические проблемы управляемого обучения", М., 1969; "Управление процессом усвоения знаний" (1975, в 1984 пер. на англ.яз); "Формирование познавательной деятельности младших школьников" (1997).

А.

Зальцман, О.Г. Носкова