Что такое остеосинтез?
Наверное, мало найдётся на свете взрослых людей, у которых ни разу в жизни не было травм и перелома костей. Чувство беспомощности после перелома, когда гипсовая повязка на руке не позволяет надеть пиджак и взять ложку во время еды, а сломанная нога надолго приковывает к постели, – не сравнимо ни с чем. Особенно для человека деятельного, привыкшего быть хозяином своей жизни.
Ускоренное лечение переломов и их последствий вполне возможно при использовании методов внутренней фиксации костей винтами, стержнями или пластинами из высокопрочной стали. Такой способ лечения называется внутренним остеосинтезом. Многие годы посвятил разработке теоретических основ металлоостеосинтеза Арнольд Иванович Сеппо. Его именем названа травматологическая клиника в Таллине.
Другим направлением является школа Гавриила Абрамовича Илизарова. Его всемирно известный аппарат применяется для наружного остеосинтеза и тоже позволяет в несколько раз ускорить сращивание отломков кости. В своей жизни Арнольд Сеппо и Гавриил Илизаров так и не познакомились, но известно, что два советских доктора внимательно изучали научные работы друг друга. В чём секрет их успеха? Были они подвижниками во имя истины, во имя своих пациентов. Многие думают, что самые знаменитые ортопеды и травматологи работают в Нью-Йорке, Париже, Риме или Берлине. Вовсе нет. Они работали в СССР и оставили после себя блестящие школы. Я не знаю, как это объяснить, но факт остаётся фактом: именно в несвободной стране были сделаны выдающиеся открытия.
…Вообще, под остеосинтезом понимают оперативное соединение отломков костей при переломах. Главным является точная репозиция и надёжная фиксация фрагментов сломанной кости. При максимальном сближении и стабильной фиксации отломков, т.е. в условиях компрессии, происходит первичное костное сращивание. При подвижности отломков оно значительно задерживается и проходит через стадию фиброзно-хрящевой мозоли.
Природа умудрилась создать очень прочный материал, который мы называем костью. Её прочность относится к прочности стали как 1 к 10. Короткий сегмент большеберцовой кости может выдержать вес легкового автомобиля. Но кость больше похожа на стекло, чем на резину. При деформации кости примерно на 2% от первоначальной длины, происходит её перелом. И тогда возникает «переломная болезнь».
Четверть века назад, находясь в командировке в Таллине, я наблюдал «классическую» операцию по методу Сеппо. Её проводил тогдашний главный врач клиники Рейн Коха. У женщины пятидесяти лет был перелом шейки бедренной кости. Операция прошла на редкость быстро: всего двадцать минут. За это время доктор Коха с ассистентом ввели в кость трёхплечный фиксатор Сеппо, проверили его положение на мониторе рентгенотелевизионной установки и завершили операцию наложением швов. Методика была отработана до мельчайших деталей. За счёт этого – быстро и качественно. Но главное – использование фиксатора Сеппо. Без него лечение не было бы столь эффективным. А так больная уже на пятый после операции день начала ходить с частичной нагрузкой на больную ногу. Всё стационарное лечение подобных больных в клинике Сеппо занимало 9 – 11 дней, не больше!
Символом травматологии и ортопедии является изображение искривлённой яблоньки, привязанной к подпорке. Но Арнорльд Иванович Сеппо и его ученики придерживались принципа не просто подлатать больного, чтобы хоть как-нибудь передвигался, а добивались стопроцентного выздоровления и даже красивой походки.
…Когда спустя двадцать лет после той памятной командировки у меня самого случился перелом шейки бедра, в таллиннскую клинику было уже не попасть. Не было Советского Союза, да и Рейн Коха перестал делать свои уникальные операции. Пришлось лечиться в Москве. «Красивая походка» у меня сохранилась, а вот лечение заняло несколько месяцев.
Автор — Андрей Гусев
Источник