Чем алкоголик отличается от пьяницы

Чем алкоголик отличается от пьяницы?

Причин для написания данной статьи три. Наверное, мы слишком буквально восприняли легендарную фразу князя Владимира «Веселие Руси есть пити», и сейчас в стране несколько миллионов хронических алкоголиков и привычно пьющих, а это приносит зла поболее всех остальных болезней и войн вкупе.

Допустимые суточные дозы алкоголя составляют, по данным большинства авторов, до 50 мл для мужчин (пол-литра пива или 75 мл водки) и до 24 мл для женщин (330 мл пива или 50 г водки). Однако для отечественных реалий эти цифры кажутся, увы, смешными. В отличие от наркомании, тема аккуратно обходится и преуменьшается многими СМИ и представителями администрации.

Наконец, алкоголизм – не электротравма, он начинается очень медленно. Легко понять, чем страдает человек, у которого болезненное пристрастие написано на лице и всем остальном. И, тем не менее, в чем-то алкоголизм подобен беременности (пардон): либо он есть, либо его нет. Третьего не дано.

Определимся в понятиях. Под пьянством я понимаю недисциплинированное употребление алкоголя, приводящее к вредным для здоровья (травма при падении), семейной (скандал после вечеринки) и иной общественной (стать жертвой уличных грабителей) жизни последствиям. Это – проблема, порок, и исправляется мерами дисциплинарно-административными. Алкоголизм же один из гениев психиатрии Э. Крепелин определил так: «это – болезненная зависимость, когда новая порция алкоголя употребляется, пока еще остается действие порции, принятой ранее». Коротко и ясно.

Врачи ставят диагноз зависимости, исходя, в первую очередь, из критериев международной классификации: он может быть поставлен только при наличии трех или более признаков, возникавших в течение определенного времени в прошедшем году:
1. Сильная потребность или необходимость принять вещество.
2. Нарушение способности контролировать прием вещества (дозировку, начало, конец употребления).
3. Характерный для данного вещества клинически очерченный синдром отмены (абстиненция) или использование того же или сходного вещества для облегчения или предотвращения симптомов отмены («опохмеление»).
4. Увеличение дозы вещества, необходимого для достижения эффекта, ранее производимого более низкими дозами (повышение толерантности).
5. Прогрессирующее забвение других интересов в пользу употребления вещества, увеличение времени, необходимого для его приобретения, приема или восстановления после действия вещества.
6. Продолжение употребления вещества, несмотря на очевидные вредные последствия.

Система документально четкая, но для человека без специального образования правильно использовать ее не столь уж и легко. Отечественная традиционная классификация более проста и включает три пункта:
1. Изменение реакции на алкоголь – мотив опьянения психологически малопонятен, выпивается большее количество, степень опьянения тяжелее, человек начинает пить в неподобающих местах и с неподобающими людьми либо в одиночку тайно, времени на восстановление после выпивки требуется больше.
2. Психическая зависимость – осознанное желание опьянения и избегание трезвости. Происходит феномен, известный психологам как «сдвиг мотива на цель» – человек идет, допустим, якобы в гости, а на самом деле – напиться, или выпивает при малейших признаках душевного дискомфорта, оправдывая им сам факт опьянения.
3. Зависимость физическая (абстиненция) – образно названа «поворотным пунктом в биографии каждого алкоголика». Все сказанное выше относилось к 1-й стадии болезни, на 2-й же человек не может сколько-нибудь приемлемо функционировать, не опохмелившись. Это – не то чувство разбитости и недомогания, которое может случиться с любым перебравшим свою меру («хмурое утро»). Здесь человек желает опохмелиться и преображается после этого на глазах. Сюда же можно отнести и истинные запои до изнеможения (в отличие от «псевдозапоев» выходного дня). Если человек довел себя до такой стадии, то, даже воздерживаясь от алкоголя годами и однажды «сорвавшись», он не начнет пить «по пять капель», а сразу же возобновит опохмеление и запои.

На формирование зависимости могут указывать и некоторые, на первый взгляд, мелкие, но весьма информативные признаки: переход со слабоалкогольных напитков на крепкие, употребление напитков низкого качества, вплоть до суррогатов («а гадость пьют из экономии»), учащение эпизодов с выпадением событийного ряда из памяти, отсутствие аппетита и рвота по утрам, опоздания на работу и невозможность правильно ее организовать, учащение травм и несчастных случаев, избыточное использование парфюмерно-косметических средств (духи, жевательная резинка). Весьма информативно поведение человека за столом: «разогрев» себя перед предполагаемой вечеринкой, «симптом первой рюмки» – человек выпивает, не дожидаясь первого тоста, «симптом опережения круга» – пьет чаще остальных. В разговоре на алкогольные темы эмоционально оживляется, на лице появляется непроизвольная улыбка, глаза «маслянеют», сглатывается слюна.

Но самое главное и страшное – это отсутствие самокритичности, отрицание факта болезненной зависимости и преуменьшение тяжести проблемы. Обычно алкоголик, не задумываясь, говорит о том, что он в состоянии бросить знакомство с «зеленым змием» в любой момент, но почему-то находятся тысячи оправданий для откладывания этого самого момента.

Всем сказанным я не призываю диагностировать всех поголовно, лучше начать с себя. Просто надо знать о том, что, если человек в принципе хрупок, то алкоголик еще и в высшей степени ненадежен и непредсказуем в большинстве аспектов жизни.

Автор — Сергей Зиновьев

Источник