ФРЕСС

ФРЕСС (Fraisse) Поль (р. 1911) — французский психолог, специалист по экспериментальной психологии. После обучения в лицее du Parc (Лион) получил высшее гуманитарное образование в Лионе (1935). Продолжил образование в Лувенском ун-те (д-р философии, 1943) и позднее в Парижском ун-те (д-р филологии, 1956). С 1943 по 1952 г. работал в "École pratique des hautes etudes" в качестве зам. директора, с 1952 по 1979 г. он — директор этой школы и заведующий лаборатории экспериментальной и сравнительной психологии. С 1957 г. Ф. — профессор экспериментальной психологии фак-та литературы и гуманитарных наук ун-та

Сорбоны, Париж. С 1961 по 1969 г. он — директор Института психологии унта. Принимал активное участие в создании французской психологической школы. С 1949 по 1960 г. — генеральный секретарь Французского общества психологов (ФОП), с 1962 по 1963 г. — президент ФОП. Президент Интернационального союза научной психологии (1976—1979). Плодотворное сотрудничество с Ж. Пиаже началось, когда Пиаже навестил Ф. в Париже и беседа натолкнула его на мысль изучать силлогизмы. В исследованиях, проведенных Ф. совместно с В. Блоком, было показано, что активная деятельность уменьшает нейровегетативное напряжение, для чего делались замеры электродермограммы как показателя активности симпатической НС до ответственной пробы, и во время этой пробы ("Activite psycho-galvanique et ropidite dans une epreuve sensori-motrice complexe", "Acta Psychol.", 1957, 13, совм. с Bloch V.). Основной же вклад Ф. в экспериментальную психологию заключается в том, что он осуществил важнейшие экспериментальные исследования, призванные прояснить сущность восприятия времени.

Сделал вывод, что восприятие времени представляет собой прежде всего восприятие изменений и адаптацию к этим изменениям за счет управления памятью ("Les structures rythmiques", P., 1956; "Psychologie du temps", P., 1957). Ф. автор трудов: "Manuel de psychologie experimentale", 1957; (Ed.) "Traite de psychologie experimental", 9 vols, P., 1963—1966 (совм. с Piaget J.); "La verbalisation d’un dessin facilite-elle son evocation par l’enfant" / L’année psychologique. 1970, 1. В рус. пер.: "Экспериментальная психология", т. 1—6, М., 1966—1978; &quot

;Восприятие и оценка времени // Экспериментальная психология" (Ред. П. Фресс, Ж. Пиаже), вып. 6, М., 1978.

И.М. Кондаков