ФРАНКЛ (Frankl) Виктор Эмиль (1905—1997) — австрийский психиатр и психолог экзистенциалистской ориентации; создатель нового направления в психотерапии — логотерапии (так называемой третьей Венской школы психотерапии). Д-р медицины (1930) и философии (1949).
Заведовал нервным отделением Ротшильдовской клиники в Вене (1940—42); узник нацистских концлагерей (1942—45); директор Венской неврологической поликлиники (1946—1970); доцент (1947—1955) и профессор (с 1955) Венского ун-та. В разные годы профессор ряда ун-тов США. Президент австрийского общества врачей-психотерапевтов, поч. д-р ряда ун-тов США, лауреат премии им. Альберта Швейцера (1977). После кратких периодов юношеского увлечения сначала учением З. Фрейда, затем А. Адлера, Ф. пришел к выводу о неудовлетворительности подходов в русле глубинной психологии, не учитывающих "вершинные" свойства и проявления личности. К концу 1930-х гг. относится становление собственных идей Ф., наметивших новый оригинальный подход в теории личности и психотерапии. Эти идеи окончательно оформились и прошли проверку жизнью в годы пребывания Ф. в Аушвице (Освенциме) и других нацистских концлагерях. Философские, психологические и клинические воззрения Ф. были изложены в ряде его книг, вышедших в конце 1940-х — начале 1950-х гг. и с тех пор не претерпели заметных изменений, развиваясь, уточняясь, и дополняясь новыми данными. Теория личности Ф. состоит из трех частей: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Ф. рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности.
Этот смысл находится не в самом человеке, а во внешнем мире и не побуждает человека изнутри как имманентное влечение, а заставляет его стремиться к реализации чего-то, что находится вне его самого. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает у человека состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации, выступающие причиной особого рода ноогенных неврозов, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни.
Вопрос о смысле жизни не может быть абстрактным. Смысл жизни меняется от человека к человеку, изо дня в день, от часа к часу. Человек при этом находится в положении не спрашивающего, а отвечающего на этот вопрос, который ставит перед ним жизнь, и несет ответственность за то, как он ответит на этот вопрос своими реальными поступками.
Помимо уникальных смыслов существуют ценности — смысловые универсалии, кристаллизирующие в себе обобщенный опыт раскрытия человечеством смысла типичных ситуаций. Ценности и смыслы выполняют одну и ту же функцию.
Франкл описывает три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества, в первую очередь труд; ценности переживания, в частности любовь, и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить. Смысл жизни можно найти в любом из этих трех обличий; из этого следует, что нет таких обстоятельств и ситуаций, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Смыслы не даются нам изначально, но и не изобретаются нами; их нужно искать и находить во внешнем мире. Усмотрение смысла в конкретной ситуации Ф. характеризует как осознание возможностей действия по отношению к данной ситуации. Логотерапия направлена, в частности, на расширение возможности видеть весь спектр потенциальных смыслов, содержащихся в ситуации, из которых истинен только один.
Определить его помогает человеку специальный орган — совесть. Смысл должен быть не только найден, но и реализован. Ограниченность, конечность и необратимость бытия человека в мире возлагает на него ответственность за осуществление смысла его жизни. Осуществляя смысл, человек осуществляет тем самым себя; так называемая самоактуализация является лишь побочным продуктом осуществления смысла.
Смысл жизни человека определяет смысл его личности. Вопросы о смысле бытия в целом, Вселенной, истории находятся, согласно Ф., за пределами возможностей человеческого познания, что не равнозначно, впрочем, утверждению об их бессмысленности.
В своем учении о свободе воли Ф. дискутирует с идеей пандетерминированности человеческого поведения. Признавая, что наследственность и внешние обстоятельства задают определенные границы возможностей поведения, Ф. указывает на возможность человека занять по отношению к ним определенную позицию, так, что они перестают непосредственно определять его поведение. Ф. выделяет три онтологических измерения (уровня существования) человека: биологическое измерение, психологическое измерение и ноэтическое или духовное измерение. Именно в последнем локализованы смыслы и ценности, которые играют определяющую по отношению к нижележащим уровням роль в детерминации поведения.
Тем самым человек обладает определенной свободой по отношению даже к собственным потребностям; "человек — это нечто большее, чем психика". Ф. не отрицает детерминизма; однако у человека он предстает как самодетерминация, механизмы которой принадлежат к ноэтическому измерению человека. Воплощением самодетерминации человека выступают две его фундаментальных онтологических характеристики: способность к самотрансценденции, направленности вовне себя, и способность к самоотстранению, к принятию позиции по отношению к внешним ситуациям и самому себе. Эти две способности выступают обоснованием разработанных Ф. психотерапевтических методик дерефлексии и парадоксальной интенции, оказавшихся эффективными при лечении ряда невротических расстройств.
Свобода воли в понимании Франкла неразрывно связана с ответственностью за совершаемые выборы, без которой она вырождается в произвол. Представления Ф. о ноэтическом измерении человека допускают как религиозную, так и атеистическую его интерпретацию. Хотя Ф. не скрывает своей религиозности, он убежден, что логотерапевтические методы должны быть эффективными в руках как материалистически, так и религиозно ориентированных специалистов и быть способны помочь как верующим, так и неверующим пациентам, что подтверждено многолетней практикой. Публичные лекции Ф. и его книги завоевали заслуженное признание не только на родине, но и в Германии, Италии, Польше, США, Японии, Южной Америке, России и др. странах.
В 1991 г. в Вене создан международный Институт Виктора Франкла для координации деятельности логотерапевтов в международном масштабе и обработки личных архивов Ф. Основные труды: "Die Psychotherapie in der Praxis", Wien, 1947; "Der unbewusste Gott", München, 1948; "Theorie und Therapie der Neurosen", München; Basel, 1956; "The doctor and the soul", N.Y., 1955; "Man’s search for meaning", 1959, 1962, 1984 (в рус. пер. "Человек в поисках смысла". М.:
Прогресс, 1990); "Psychotherapy and Existentialism", N.Y., 1967; "The will to meaning", N.Y., 1969; "Anthropologische Grundlagen der Psychotherapie", Bern, 1975; "The unheard cry for meaning", N.Y., 1978. "Поиск смысла жизни и логотерапия" // "Психология личности: тексты", М., 1982.
Д.А. Леонтьев