Генетически модифицированные продукты: действительно ли они опасны?
В нашем обществе всегда есть темы, при упоминании о которых хорошим тоном считается необходимым их обругать. В информатике это – Билл Гейтс, в отечественном юморе – Петросян, ну а в биологии, естественно, генетически модифицированные продукты.
При всем этом основные залпы критики исходят от дилетантов, по роду своих занятий и увлечений никоим образом не связанных с, так сказать, критикуемыми ими объектами обсуждения. Например, осуждая во всех доступных форумах «кривизну и дороговизну» продукции компании Microsoft, уважаемый критик со спокойной совестью общается с миром посредством операционной системы Windows и готовит черновики своих разгромных тирад в MS Office. При всем этом можно на 90% быть уверенным в том, что и сама операционная система, и установленное на компьютере программное обеспечение обошлось ему по цене немногим более 100 рублей – именно столько стоит пиратский диск, предлагающий «легальные версии ПО».
Приблизительно аналогичная ситуация возникает при разговорах о генетически модифицированных продуктах. Но здесь положение еще более интересное – такое ощущение, что все напрочь забыли даже основы школьной программы по биологии. Воистину, генетика – продажная девка империализма, а всех «менделистов – вейсманистов» – к ответу, хорошо, что не по печально известной 58-й статье!
А между тем, не так уж все печально, как представляется. Начнем с признания факта, что генетически модифицированный продукт есть не что иное, как мутант; причем мутант, полученный с целью приобретения им заданных свойств и способностей. Позвольте спросить, а что такое, например, культурное растение или домашнее животное по отношению к своим дикорастущим или дикоживущим предкам? Да те же самые мутанты! Только получены они в результате многолетней кропотливой селекции (читай: отбора особей с определенными генетическими свойствами, определяющими вкусовые, эстетические и другие характеристики), которая ухитрилась увести свои результаты достаточно далеко от биологических характеристик от прародителей.
Единственное принципиальное отличие современной генетической модификации состоит лишь в возможности получения продукта с заданными свойствами в течение одного поколения. И какая же таится в этом опасность? Отравление злобным геном, который проникнет в нашу кровь, внедрится в какую-нибудь хромосому и потом воспроизведется во всей красе в нашем потомстве? Абсолютный бред! Вспомните о процессах, происходящих в пищеварительном тракте, где практически все органические вещества расщепляются до исходных элементов, способных усваиваться организмом с единственной целью – восстановления энергетического баланса. Так что никакой ген в своем первозданном виде в нашем желудке не уцелеет.
Многочисленные же яды (пестициды и инсектициды), которыми могут быть напичканы продукты для противостояния вредителям и болезням, никакого отношения к генетической модификации не имеют.
Мы принимаем закон об обязательной маркировке генетически модифицированных продуктов и спокойно оставляем химически отравленные в категории «экологически чистых». Обычная спекулятивная игра на волне популизма. Давайте уж лучше бороться за «химическую экологию», нежели за «генетическую». Поверьте на слово, ничего нет страшного в том, что плод садовой земляники будет весить 70 грамм вместо традиционных 20-ти!
Автор — Владимир Мигунов
Источник