ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (лат. falsus — ложный и facio — делаю) — научная процедура, имеющая своим результатом установление ложности соответствующей гипотезы посредством эмпирической проверки на соответствие экспериментальным данным или теоретической проверки на соответствие принятым в научном сообществе фундаментальным теориям. Принцип фальсифицируемости (Поппер — см.) выступал критериальным основанием дифференциации науки и философии («метафизики»). Поппер ввел понятие «Ф.» в дисциплинарный оборот, отталкиваясь не от стратегии подтверждения, а (в духе концепции опровержения — идеи «огненной пробы» Ф. Бэкона) ориентируясь на поиск опровергающих материалов.
Согласно Попперу, процедура Ф. достаточно однозначна: если совпадение опыта и теории (технология верификации) можно истолковать в контексте интерпретации опыта на основе теории, то их расхождение (технология Ф.) свидетельствует о неадекватности выводов и предположений самой реальности, отторгающей их. С точки зрения Поппера, «утверждения или системы утверждений сообщают информацию об эмпирическом мире, только если они способны приходить в столкновение с опытом; или, более точно, только если они могут систематически проверяться, то есть, так сказать, если они могут быть подвергнуты… испытаниям, которые могут иметь результатом их опровержение».
Привлекательность Ф. проистекала из ее несоизмеримо большей однозначности: верификация была способна лишь увеличить меру вероятности нашей субъективной уверенности в собственной правоте. Ф. поэтому трактовалась Поппером как путь минимизации количества заблуждений и ошибок и обретения истины. Абсолютизация Поппером «негативного опыта» фальсифиционизма не избежала недооценки четкого разграничения формальных и содержательных суждений, сопряженной с упреками критиков в отсутствии «непредпосылочности».
Так, согласно Айеру, «когда мы принимаем определенные наблюдения как доказательство того, что данная гипотеза ложна, мы предполагаем существование некоторых условий. И хотя в любом данном случае чрезвычайно невероятно, чтобы это допущение было ложно, логически это не невозможно». Одновременно, как и верификация, процедура Ф. могла быть бесплодно бесконечной в беспредельном диапазоне защитных интерпретаций приверженцев той или иной научной теории.
В дальнейшем (А. Айер, 1968) Ф. была редуцирована до требования к научной гипотезе, чтобы она была такова, чтобы «нетривиально фигурировать в теории, которая, взятая как целое, такова, что истинность определенных утверждений наблюдения рассматривалась бы как достаточное основание для ее отвержения». Тем не менее отсутствие у Ф. прескриптивной ценности — невозможность ее функционирования в качестве предписания вне контекста наличных научных практик, а также ее неспособность фундировать обобщения «метафизического» порядка — обусловили преходящее значение идеи Ф. См. Теория, Гипотеза, Верификация.
А.А. Грицанов