Фазы развития взаимоотношений в психотерапевтической группе — последовательные изменения отношений между членами психотерапевтической группы, приводящие к сближению целей деятельности психотерапевта и индивидуальных целей его клиентов.
Подход был предложен в 70-х гг ХХ в. А. В. Петровским и экспериментально подтвержден в условиях групповых форм обучения иностранным языкам интенсивным методом (по Г. Лозанову). Было выделено четыре Ф. р. в. п. г.: (1) первоначально каждый член психотерапевтической группы рассматривает всех других участников в качестве конкурентов, препятствующих максимальному сосредоточению внимания психотерапевта лично на нем; (2) в результате организации психотерапевтом эффективного общения для каждого его члена другие участники психотерапевтического процесса начинают выступать в качестве средства, с помощью которого они могут себя реализовать и осуществить процесс самоопределения; (3) при правильной организации групповой психотерапии у членов группы возникает стремление оказать содействие, помощь другим участникам. Т. о., каждый становиться целью активной деятельности для каждого в группе; (4) вследствие совместной групповой психотерапевтической деятельности, усиливаются эмоционально положительные отношения внутри группы и каждый член группы может выступать в качестве, своего рода, ценности для других.
Поскольку вхождение в две последние фазы совпадает с общей целью психотерапевта обеспечить наиболее благоприятный климат для осуществления задач психотерапии, цели и ценности участников группы и психотерапевта практически совпадают. Выявление Ф. р. в. п. г. отвечает сущности психотерапии, во многом направленной на формирование у участников процесса ценностных взаимоотношений и способности оказывать помощь друг другу, осуществляя при этом позитивную персонализацию, т. е. изменение эмоциональных и смысловых состояний другого человека и тем самым трансформируя свою личность.
А. В. Петровский