ХОЛЛ

ХОЛЛ (Hall) Грэнвилл Стэнли (1844—1924) — американский психолог, один из основателей педологии. После окончания духовной семинарии получил образование в Германии, в том числе у Г. Фехнера и В.

Вундта (д-р философии, 1878—80). С 1881 г. преподавал психологию в ун-те Дж. Хопкинса. Здесь в 1883 г. основал первую психологическую лабораторию. В 1889 г. создал первую педологическую лабораторию. С 1888 по 1920 г. — профессор психологии, а с 1889 по 1920 г. — ректор унта Кларка. В 1887 г. организовал первый в США психологический журнал "American Journal of Psychology", в 1891 г. — журнал по возрастной психологии, в 1915 г. — по прикладной. Один из организаторов и первый президент (1892) Американской психологической ассоциации. Был популяризатором распространения психоанализа в Америке.

Чтобы отметить двадцатилетие основания ун-та Кларка (1909), он пригласил З. Фрейда и К.Г. Юнга читать там лекции. Был горячим сторонником эволюционного учения и основателем педологии — комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, то есть идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов — психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и др. специалистов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение к детям.

Идея о необходимости изучения детского развития утвердилась с проникновением эволюционных идей в психологию. Применение этих идей к исследованию психики означало признание ее генезиса, развития, а также ее связи с процессом адаптации организма к среде. Важность изучения детской психологии Х. связывал и с разработанной им теорией рекапитуляции. Основой этой теории является биогенетический закон Геккеля, примененный Х. для объяснения детского развития. Согласно теории рекапитуляции онтогенез является кратким повторением филогенеза, то есть ребенок в своем психическом развитии повторяет все этапы психического развития человеческого рода. При этом Х. считал, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически и потому ни уклониться, ни проскочить какую-то стадию своего развития ребенок не может.

Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Х. разрабатывает и механизм, который помогает переходу с одной стадии на другую.

Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре. Ученик Х., Гетчинсон, разработал и возрастную периодизацию исходя из теории рекапитуляции, при этом критерием, отделяющим одну стадию от другой, служил способ добывания пищи. Хотя довольно скоро теория рекапитуляции была развенчана, а многие положения педологической концепции пересмотрены, сама наука педология, созданная Х., очень быстро завоевала популярность во всем мире и просуществовала почти до середины XX века. Популярность принесли Х. и разработанные им методы исследования детей, прежде всего опубликованные им анкеты и опросники для подростков, учителей и родителей, которые также давали возможность составления комплексной характеристики ребенка, анализа их проблем не только с точки зрения взрослых, но и самих детей. Полученные им материалы были обобщены в работах: "Adolescence". V. 1—2, N.Y., 1904; &quot

;Life and Confessions of a Psychologist", 1923. В рус. пер. изданы: "Инстинкты и чувства в юношеском возрасте". П., 1920; "Очерки по изучению ребенка", М., 1925.

И.М. Кондаков, Т.Д. Марцинковская