ХАЛЛ

ХАЛЛ (Hull) Кларк Леонард (1884—1952) — американский психолог, представитель необихевиоризма, автор "гипотетико-дедуктивной" концепции поведения. Окончил Мичиганский ун-т (бакалавр, 1913) и Висконсинский ун-т (д-р философии, 1918). Докт. дис. писал по проблеме образования понятий. Профессиональную преподавательскую деятельность начал в Висконсинском ун-те (ст. преподаватель, 1920—1922; доцент, 1922—1925; профессор, 1925—1929), где вел курс медицинской и экспериментальной психологии, а также тестологии. С 1929 г. — профессор Йельского ун-та и руководитель Института психологии, на базе которого вскоре был создан Институт человеческих отношений Йельского ун-та (1929—1947).

Президент АРА (1936). Х. был создателем одной из школ необихевиоризма — направления, которое исходит из того, что организация поведения не ограничивается прямой реакцией организма на стимулы, но зависит также от других факторов. Х. стремился придать психологической теории стройность и точность, свойственные физико-математическим наукам. Исходя из этого, он считал, что в психологии следует выдвинуть несколько общих теорем (подобно геометрии Евклида или механике Ньютона), подвергнуть их экспериментальной проверке и в случае, если они опытом не подтвердятся, преобразовать их в более адекватные положения.

Такой подход, изложенный им в работах "Принципы поведения" (1943), "Системы поведения" (1952) получил название "гипотетико-дедуктивного метода". Х. опирался в основном на учение И.П. Павлова об условных рефлексах, считая, что важнейшую роль при использовании этого понятия следует придать силе навыка. Для того чтобы эта сила проявилась, необходимы определенные физиологические потребности. Из всех факторов решающее влияние на силу навыка оказывает редукция потребности.

Чем чаще она редуцируется, тем сила навыка больше. Что касается величины редукции потребности, то она определяется количеством и качеством подкреплений. Кроме того, сила навыка зависит от интервала между реакцией и ее подкреплением, а также от интервала между условным раздражителем и реакцией.

Используя понятие И.П. Павлова о подкреплении, Х. разделил первичное и вторичное подкрепление. Первичным подкреплением является, например, пища для голодного организма или удар электрическим током, вызывающий прыжок у крысы.

Потребность соединена с раздражителями, реакция которых, в свою очередь, играет роль подкрепления, но уже вторичного. Изменение положения тела, связанное с последующим кормлением (первичное подкрепление), становится вторичным подкреплением. Х. полагал, что можно строго научно объяснить поведение организма без обращения к психическим образам, понятиям и другим интеллектуальным компонентам. По его мнению, для различения объектов достаточно такого образования как потребность. Если в одном из коридоров лабиринта животное может найти пищу, а в другом — воду, то характер его движений однозначно определяется потребностью и больше ничем. Х. первым поставил вопрос о возможности моделирования условнорефлекторной деятельности, высказав предположение о том, что если бы удалось сконструировать из неорганического материала устройство, способное воспроизвести все существенные функции условного рефлекса, то, организовав из таких устройств системы, можно было бы продемонстрировать настоящее научение методом "проб и ошибок".

Тем самым предвосхищались будущие кибернетические модели саморегуляции поведения. Х. создал большую школу, стимулировавшую разработку применительно к теории поведения физико-математических методов, использования аппарата математической логики и построения моделей, на которых проверялись гипотезы о различных способах приобретения навыков. Автор книг: "Principles of Behavior. An Introduction to Behavior Theory", N.Y., 1951; "A Behavior System", 1952 и др. В рус. пер.: "Принципы поведения" / в кн.: "История зарубежной психологии (30—60-е гг., XX в.). Тексты", М., МГУ, 1986.

И.М. Кондаков, М.Г. Ярошевский