ХАКСЛИ

ХАКСЛИ Джулиан (1887-1975) — английский ученый, философ, социолог. Основные произведения: «Познание, мораль и судьба», «Новые сосуды для нового вина», «Гуманистический кризис», «Религия без откровения» и др. Основатель Международного Гуманистического и Этического Союза.

Профессор Королевского Колледжа в Лондоне. Генеральный директор ЮНЕСКО. Президент Британской Гуманистический Ассоциации.

Развивал идею создания новой идеологической системы, которая обеспечила бы «идеальные» условия для развития каждой личности. Идеальная система как «новая религия» вошла в историю в качестве понятия «эволюционный гуманизм», определяя современное направление в эволюции — «синтетическую теорию эволюции».

Проблематика выдвинутой теории концентрировалась на исследовании основных принципов: 1.

Принцип и сущность веры, которая состоит в значении собственных убеждений и суждений относительно духовной реальности. Религия является универсальной системой идей, интегрирующей человеческие достижения в единое целое и обеспечивающей общую направленность процессов развития. Х. утверждал полифункциональность религии: а) разрешение дилемм и конфликтов, б) сохранение позитивных отношений между людьми, в) развитие «высокоморальной» личности, г) постижение мирового человеческого опыта, д) адаптация к новой ситуации и отношениям 20 в.

2. Принцип обобщенности трех постулатов эволюционного гуманизма: а) стремление человека к окончательному завершению своей личности (общество должен обеспечить подобный «конструктивный энтузиазм»), б) познание и опыт как способы научного исследования цивилизационного общества и человеческого прогресса.

Образование способствует расширению познания. Наука выступает в качестве основы глобальной системы познания, в) искусство, наука и религия как три основные сферы человеческой творческой активности. Искусство адекватно тезису эволюции человеческой личности. Искусство и наука взаимодополнимы (как способы постижения мира и общества).

С точки зрения проанализированной с таких позиций эволюционной стратегии можно считать, что именно в ней самостоятельные значения стираются общим их смыслом. Этот смысл принципиально неопределен, но, обладая аспектом гуманизма, самоочевиден.

Е.В. Матусевич