Лицо надо заслужить? Таки да!
Когда-то я читала, что в двадцать лет мы такие, какими нас создали родители, а в сорок – уже такие, какими создали себя сами.
В молодости все лица если не красивы, то хотя бы вдохновенны и многообещающи. Но пройдёт не очень много лет – всё многообещающее растерялось, а красота и ботинки покрылись пылью и трещинами прожитых лет. И от всего облика веет беспросветно скучным самодовольством.
Внешность – это один из авансов юности, подарок и надежда природы, дающая возможность подтвердить внешнее – внутренним.
Антон Павлович Чехов много лет тому назад фантазировал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Антон Павлович, без сомненья, был идеалистом, но без идеалов не обходилось ни одно поколение.
Жизнь без идеалов становится скоропортящимся продуктом. Да и внукам о своей жизни хочется что-то достойное рассказать. И хотя Чехов мысли поставил на последнее место, я уверена в их превалирующем значении.
Потому как всё, чем наполнена наша жизнь, о чём мыслим, оставляет, оказывается, на лице след. Лицо человека вылеплено его совестью и жизнью. Нет такого горя, такой тоски или гнева, такого бесчестья, такого отчаяния, которое не отразилось бы на облике.
Задумываться о такой связи внешности и жизни люди стали очень давно. Наверное, первым об этом толково и убедительно написал Пифагор. Интересовался пристально физиогномоникой (физиогномикой) и Аристотель, и Бальзак. А Платон, прежде чем взять к себе в ученики соискателя, тщательно сканировал его внешность. В наше время продвинутые работодатели применяют эти знания при приёме персонала на работу.
Я знала одного красивого, с тонким одухотворённым лицом, но непутёвого молодого человека. Случайно встречая его, всегда думала, что из любых правил есть исключения. Но однажды этот повеса попал в аварию, навсегда обезобразив своё незаслуженно красивое лицо.
Хотя обычно изменения накапливаются исподволь, незаметно. Человеческие действия оставляют следы не только на лице, они изменяют походку, осанку, звук голоса. Каждый человек носит с собой историю своей жизни. Конан Дойл знал это и позволил Шерлоку Холмсу успешно на этом знании зарабатывать.
Наши страсти приводят в движение определённые мускулы, достаточно тождественные, как сказал бы физиолог, у разных людей. Природа, чтобы обозначить злого или жадного, не перестаёт разоблачать его десятками различных способов. Надо учиться только читать их на лице.
Одна китайская пословица говорит: «Смотри на лоб человека, дабы узнать, чем он станет, рассматривай рот его в состоянии покоя, дабы знать, чем стал он». Знайте, что у рта есть никогда не обманывающее выражение, определяющее личностную суть. И если прекрасный лоб указывает на благородные стремления, то широкие челюсти подтверждают эгоизм и хорошо развитый хватательный рефлекс. Голова же в форме груши выражает преобладание инстинктов и материальных потребностей над разумом. А Бальзак ещё добавил: «Избегайте бледнолицых людей».
Итак, чем больше вульгаризируется человек, чем больше нравственно унижается, тем больше он стремится инстинктивно обезобразиться! Он, сам того не зная, повинуется великому закону природы, которая стремится к гармонии, какой бы то ни было, между душой и телом. Наше выражение лица контролируется мозгом, которому до поры удаётся управлять им, хитрить, быть внешне приятным и улыбчивым.
Но в определённый момент, когда количество переходит в качество, порок, управляя мускулами лица, искажает всё же первоначальную красоту.
Физиономисты и опытные врачи очень многое могут сказать о человеке, только один раз на него взглянув. Впрочем, некоторые гадалки тоже.
Благообразное лицо говорит не только о благообразных мыслях, но и о подтверждающих их действиях.
Однако медаль имеет две стороны: любой натуре присуще и высокое, и низкое. Всё дело в мере. Как известно, недостатки являются продолжением наших достоинств. И, по логике вещей, чем значительнее достоинства – тем заметнее недостатки. Все сильные люди обладают страстями, которые их ведут по жизни.
Этого не могут понять и принять посредственные люди, которые меряют гигантов по своему крохотному росту и осуждают их. Большая река всегда несёт много пены.
В свете вышесказанного необыкновенно меткими кажутся выражения: «сохранить лицо» и «не ударить в грязь лицом». Вот и получается, что в зените жизни красноречивее одежд и украшений является лицо, что отражает нашу неповторимую суть.
«Вы измяты вашими страстями»,– сказал Сократу физиономист Зопирас. «Вы правы, так и должно бы быть, – отвечал Сократ, – но я их покоряю». И Сократ вошёл в историю как символ мудрости и добродетели.
А потому незачем пенять на годы и трудности, если сам не удосужился слепить из себя Аполлона.
Автор — Светлана Смирнова
Источник