Ценностные ориентации — отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Понятие Ц. о. было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценостей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует. Хотя Ц. о. рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надиндивидуальных ценностей, понятия ценностей и Ц. о. различались либо по параметру "общее — индивидуальное", либо по параметру "реально действующее — рефлексивно сознаваемое" в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании. Сейчас более принятым и эвристичным является восходящее к К.Клакхону определение ценностей как аспекта мотивации, а Ц. о. — как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок), занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности. Ц. о. личности формируются в процессе социализации через усвоение ценностей общества, референтных социальных групп и общечеловеческих ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры, в социальных нормах, обычаях, традициях, обрядах и др. Усвоение определенной ценности подразумевает осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность по законам данной ценности (добра, справедливости, порядка, прогресса и др.), выступающей как эталон должного. Ц. о. личности образуют устойчивую иерархически организованную систему, изменения в которой сопряжены с изменениями личности в целом. Вместе с тем существует факт расхождения реально побуждающих человека ценностей и отражающихся в его сознании Ц. о., порождающий методическую проблему расхождения между декларируемыми Ц. о. и реальными ценностями.
Эти расхождения объясняются целым рядом причин: 1) Когнитивными: в силу недостаточно устоявшейся и структурированной системы личностных ценностей и/или недостаточно развитой рефлексии человек может плохо отдавать отчет в реальной роли и значимости тех или иных ценностей в его жизни. 2) Психодинамическими: значимость тех или иных ценностей может субъективно преувеличиваться или преуменьшаться благодаря действию механизмов стабилизации самооценки и психологической защиты. 3) Полифоническими: в сознании любого человека присутствуют ценностные представления самого разного рода, в том числе собственно Ц. о., более или менее адекватно отражающие собственные личностные ценности субъекта, ценности других людей, ценности разных больших и малых социальных групп, признаваемые личностью, но не всегда принимаемые ею в качестве собственных жизненных целей и принципов, а также ценностные стереотипы и ценностные идеалы, отражающие ценность для человека самих ценностей в отвлечении от образа своего Я. Разнородные ценностные представления в индивидуальном сознании смешиваются, что затрудняет адекватную рефлексию собственных ценностей. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение в Ц. о. истинных ценностей, движущих личностью, так и осознаваемая ориентация на внешним образом усвоенные ценности, не интегрированные в структуру личности и не являющиеся реальными регуляторами ее жизнедеятельности. Диагностика Ц. о., в отличие от реальных ценностей, сравнительно проста.
Наиболее надежны методы, основанные на попарном сравнении, затем — на прямом ранжировании ценностей по субъективной значимости. К числу наиболее популярных как в России, так и во всем мире относится методика изучения Ц. о. путем прямого ранжирования М. Рокича, позволяющая легко и быстро выявлять как индивидуальные иерархии Ц. о., так и обобщать групповые данные. Результаты экспериментальных исследований показывают существенную зависимость Ц. о. от пола, возраста, дохода, образования, культуры, религиозных убеждений, некоторых личностных черт.
Д.А. Леонтьев