Интервью с Аушрой Аугустинавичюте и Александром Букаловым
Гениальную науку будущего — науку гармонизации общества создала женщина!
Имя этой выдающейся женщины — Аушра Аугустинавичюте. Ей 70 лет и живет она в Вильнюсе. Несмотря на то, что у нас не принято отдавать людям должное еще при жизни, Аушра явилась приятным исключением из этого печального правила. Слава к ней пришла 18 лет назад, после опубликования ее первых работ, и не покидает ее до сих пор. Ее имя прочно вошло в историю человечества, поскольку эта женщина открыла новую эру в развитии наук о человеке, подняла психологию, социологию, педагогику и ряд других наук о человеке и обществе на более высокий уровень.
А. Аугустинавичюте заложила основы соционики — науки о механизмах психики, позволившей определять способности людей, имеющих разные типы личности, их сильные и слабые стороны, особенности характера и поведения, социальные роли, а также — моделировать и прогнозировать характер взаимоотношений между людьми, определять степень их совместимости.
Все это стало возможным благодаря уникальному открытию Аушры — модели информационного обмена человека с внешней средой. Впервые в истории человечества была создана теория, позволившая свести все науки о человеке к единой стройной системе закономерностей, а значит — открыть новые возможности для прогноза развития каждого ребенка, каждой молодой пары, и…даже каждого государства!
А. Аугустинавичюте посетила Киев в сентябре этого года в связи с приглашением Международного института соционики, проводившего свою очередную 19-ю конференцию. Здесь она была окружена вниманием и любовью своих учеников и последователей с разных городов СНГ. К их числу принадлежу и я, пришедшая в ряды социоников в 1988 году, через год после создания в Киеве первого Клуба социоников — общественной организации, созданной добровольцами-энтузиастами, изучавшими соционику и продолжающими ее дальнейшее развитие.
Первый импульс к развитию соционики дала ее создательница Аушра в 1985 году. Она прочитала в Киеве курс лекций и сразу же приобрела здесь своих верных последователей. Таким образом, Киев стал центром дальнейшего развития соционики — этого мощного пассионарного движения, не имевшего исторических аналогов в развитии других наук, в котором и по сей день принимают участие люди всех профессий.
В 1991 году в Киеве был создан Международный институт соционики. МИС, возглавляемый А.В. Букаловым. Начал регулярно выпускать международный соционический журнал «Соционика, ментология и психология личности», в котором до сих пор не прекращается лавина интереснейших статей по соционике, и проводить международные конференции.
Во время перерыва я (Валентина Мегедь) задала Аушре и Александру Букалову несколько вопросов, ответы на которые, думаю, будут интересны читателям этого журнала:
В.М.Аушра, скажите, пожалуйста, почему среди наиболее активных социоников женщин все же меньше, чем мужчин? Связано ли это с приписываемой им женоненавистниками врожденной бесталанностью, или с элементами дискриминации со стороны мужчин, стоящих во главе этого движения и подавляющих женскую интеллектуальную инициативу?
А.А. Думаю, чтовиноваты в этом сами женщины, потому, что до сих пор они не освободились от той глупой роли, которую им навязала их природа: быть прежде всего женой и матерью, несмотря на свои равные с мужчиной способности.
В.М.В чем же заключается вина женщин, раз такими их создала природа?
А.А. В том, что они ленивы и не хотят бороться за свое право быть свободными в выборе: рожать или не рожать детей, выходить замуж или нет.
В.М. Но почему женщины не отстаивают свою независимость в выборе важных для себя жизненных решений?
А.А. Женщины слишком боятся вызвать непонимание и осуждение близких и окружающих их людей, поэтому склонны поступать по шаблону — как все, чтобы не выделяться и не бросать вызов условностям, хотя не все из них имеют развитый материнский инстинкт и не все могут найти свое счастье в том, чтобы рожать и воспитывать детей и обиходный мужа вместо того, чтобы управлять государством или двигать научный и культурный прогресс. Поэтому женщины смогут поднять свой авторитет в обществе лишь снизив коэффициент рождаемости.
В.М. Что же будет с человечеством, если женщины откажутся от этой своей природной роли?
А.А. Проблема заключается в том, что женщины рожают больше, чем в этом есть природная необходимость. Если не все женщины будут рожать, человечества будет меньше, но оно будет качественнее и сможет лучше продумать и организовать справедливое и гармоничное существование. Тем более, что в таком случае больше умных талантливых женщин придет к власти, а женский ум изначально, самой природой устроен так, чтобы думать о гармонии, мире и созидании больше, чем о победе собственных амбиций любой ценой.
В.М. С Вами трудно не согласиться, потому, что яркий пример такого женского ума — Вы сами, женщина, создавшая науку для гармонизации общества. Как Вы думаете, выиграет ли соционика от того, что ее по-прежнему будут развивать в основном мужчины?
А.А. Конечно, нет. То, что я сказала об обществе в целом, применительно и к соционике. Именно женщина может адаптировать соционику для настоящего практического служения людям, несмотря на то, что мужчины также вносят существенный вклад в развитие ее теории.
В.М. Значит ли это, что женщинам необходимо активнее бороться за равноправие и независимость?
А.А. Многие женщины просто не прислушиваются к голосу своего разума и не следуют своему настоящему призванию, как это делает большинство мужчин. Им надо бороться не с мужчинами за равноправие, а с самими собой, чтобы позволить себе это равноправие.
В.М. Что же нужно для того, чтобы активизировать женщин на борьбу со стереотипами общества и своими представлениями о женской роли?
А.А. Я думаю, что виной всему то, что нет в обществе требовательности к женскому мышлению. Женщине простительна любая глупость. Это неправильно. Женщин нужно стыдить за глупость и пассивность. Не нужно щадить их самолюбие, иначе они не захотят меняться. Когда быть глупой и неразвитой женщиной станет унизительно, тогда женщины начнут по-настоящему бороться за то, чтобы государство предоставило им возможности для творческой и общественно активной жизни.
В.М. Вы считаете, что женщины должны бороться за равноправие не с мужчинами, а с государственной властью?
А.А. Ну, конечно же! Отдельные мужчины сами по себе ничего не решают. Сейчас достаточно мужчин, которые уважают и ценят умных и талантливых женщин, но это ничего не меняет для всех женщин в целом.
В.М. А что же может изменить судьбу всех наших загруженных семьей и бытом женщин? Ведь многим из них очень хочется развиваться, но для этого у них нет ни времени, ни условий?
А.А. Изменить их судьбу может только забота государства о том, чтобы разгрузить женщин подобно тому, как это делается в развитых странах. Нужно создать развитую сеть дешевых стиральных автоматов, обеспечить магазины готовыми, вкусными и полезными продуктами питания, увеличить качество обслуживания детей в яслях, садиках и школе и т.д. Но для этого сами женщины должны прийти к власти и позаботиться об эффективном решении такого рода вопросов.
В.М. Разве можно думать об улучшении качества сервиса во время такого тяжелого экономического кризиса?
А.А. Можно и нужно. Пока, конечно, такой сервис будет по карману только хорошо обеспеченным женщинам, но если общественная мораль, формируемая всеми остальными, заставит их развиваться и быть общественно активными, то есть — быть умными и деятельными, а не глупыми иждивенками, они смогут освободиться и прийти к управлению страной наравне с малоимущими, но свободными от семейных уз женщинами. Вот тогда и будет кому выводить страну из кризиса, в который ее завели мужские амбиции.
В.М. Создается впечатление, что Вы не очень высокого мнения о мужчинах. Так ли это?
А.А. Я очень ценю и уважаю умных и, тем более, мудрых мужчин. Но их, как и женщин, очень мало. В этом причина всех несчастий. Людям нужно развивать свой интеллект, но мужчинам это делать проще, так как они не обременены детородной функцией и условностями, возлагающими на женщин основное бремя быта. Поэтому женщинам нужно бороться за предоставление им равных с мужчиной возможностей для общего развития и активной общественной деятельности. Но, не всем женщинам это нужно делать, а только тем, у кого есть для этого интеллектуальные способности.
В.М. Почему Вы считаете, что мужчины довели страну до кризиса?
А.А. Потому, что в правительстве должен быть равное количественное соотношение мужчин и женщин для конструктивных решений. Мужчины более деструктивны по своей природе, так как олицетворяют воинственные силы природы Ян. Должен быть баланс сил Инь и Ян, тогда это будет мудрое правительство. Конечно, при условии, что выдвигающихся на государственные посты людей будут проверять тестами на интеллект.
Кроме того, немаловажно, какой социотип будет занимать тот или иной государственный пост. Если будет возможен отбор кандидатов по соционическим критериям, только тогда будет эффективное управление страной, выход из кризиса и развитие действительно демократического и гармоничного общества, в котором на первом месте будет не борьба идей и идеологий, а настоящая забота о людях.
В.М. Какой же социотип может сейчас вывести страну из кризиса?
А.А. По теории соционики, в обществе сейчас выполняет свою социальную миссию группа социотипов — Реформаторов. Она передает социальный эволюционный заказ группе Совершенствователей, в частности социотипу, который называется — Управляющий. Это честный, волевой и справедливый человек, с ясным логическим мышлением и административно-хозяйственными способностями. Но сейчас в правительстве много социотипов группы Воплотителей. Поэтому, к власти скорее может прийти социотип этой группы, который называется — Лидер. Это человек смелый и гибкий, с хорошими волевыми и организаторскими качествами. Он может справиться с кризисом, но если затем вовремя не уйдет в отставку, то начнет строить заново тоталитарную систему. Хуже всего, если к власти придут теоретики, или популисты типа Жириновского, которые называются в соционике — Наставники. У них на первом месте идеология — националистического плана или какого-либо другого, но деловая логика развита слишком слабо, а без нее выйти из кризиса будет просто невозможно.
В.М. Как бы Вы, имея возможность, организовали дальнейшую деятельность социоников в Киеве?
А.А. Прежде всего, я бы собрала в научно-исследовательском институте соционики самых талантливых социоников, и тогда была бы уверена в дальнейшем успешном развитии соционики и решении всех вопросов, связанных с этим. Люди и так слишком долго работают на одном энтузиазме, да еще вынуждены отбиваться от нападок дилетантов и бездарей, которых в соционике, к сожалению, тоже немало. Настоящих специалистов-социоников нужно материально обеспечить и социально защитить, создав тем самым условия для их дальнейшего плодотворного труда.
В.М. Спасибо, Аушра за интересную информацию и за ту пользу человечеству, которую принесло, и еще больше принесет в будущем, Ваше открытие, по праву достойное Нобелевской премии. Но, как говорится, «нет пророков в своем отечестве», особенно, пока пророки живы. Хорошо, хоть люди — власть и деньги не имущие, поняли и оценили Вашу работу и будут успешно продолжать такое нужное Ваше дело.
— Теперь, Александр Валентинович, разрешите задать Вам, как главному организатору соционического движения в настоящее время, несколько вопросов о соционике.
В.М. Почему соционика, оказавшаяся на практике такой полезной и жизнеспособной наукой о типах личности и отношениях между ними, до сих пор не имеет официального научного статуса?
А.Б. Когда Аушра сделала свое великое открытие, оно было настолько масштабно, что ученые не знали, к какой науке его отнести — социологии, психологии, информатике или еще какой-либо другой. Поэтому, ей не пришлось защитить диссертацию по соционике. Только в 1995 г. Аушре был выдан диплом об открытии Российской Академией естественных наук и вручена медаль П.Л. Капицы.
Поэтому теперь уже не идет речь о признании соционики официальными научными кругами, а об оформлении ее статуса как новой отдельной науки, интегрирующей многие научные направления. Для этого есть все основания. Прежде всего, соционика — это наука об информационных структурах человека и общества. Соционику нельзя сужать до уровня социальной психологии, потому, что она позволяет описывать не только процессы, происходящие с человеком в обществе, но и политические процессы, а также моделировать их дальнейшее развитие. Конечно, соционика дополняет социологию в области изучения микрогрупп. Наш институт соционики также сотрудничает с институтом социологии по ряду программ, но диапазон возможностей соционики выходит далеко за рамки социологии.
В.М.Что необходимо для дальнейшего развития соционики и какие шаги в этом направлении Вы намерены предпринять?
А.Б. Во-первых, необходима поддержка официальных научных кругов, и она у нас уже есть. Так, например, в редколлегии нашего международного журнала «Соционика, ментология и психология личности» участвует семь докторов наук Украины и России. Это доктора социологических, психологических и педагогических наук: Донченко Е.А., Мараховский Л.Ф., Саенко Г.М., Сагач Г.М., Рейнин Г.М., и три академика: И.А. Зязюн, Н.Н. Обозов, В.В.Новиков — президент международной Академии психологии. На Украине и в России уже защищено несколько кандидатских диссертаций по соционике.
В Израиле, который считается одним из признанных лидеров информационных технологий, создается Международная Академия наук, и при ней будет создано отделение соционики. Это говорит о признании соционики не только в ближнем, но и в дальнем Зарубежье.
Во-вторых, нужна консолидация усилий социоников и активный обмен мнениями. Для этой цели мы регулярно проводим международные конференции, и с 1995 года постоянно издаем журнал «Соционика», который завоевал авторитет среди педагогов, практикующих психологов и специалистов по кадровому менеджменту. Кроме того, уже вышло более десятка книг по соционике и издан двухтомник Аушры в Петербурге, что дает возможность расширить круг людей, интересующихся соционикой и желающих принять участие в ее дальнейшем развитии.
В-третьих, необходима спонсорская поддержка государственных структур. К сожалению, пока мы ее не получаем, поэтому имеем ряд сложностей с созданием полноценной научно-исследовательской лаборатории и ее техническим оснащением.
В.М.На конференции одним из руководителей киевской школы соционики — Ермаком В.Д. было высказано мнение, что хоть «женщина — тоже человек, но создать что-либо весомое в науке она не в состоянии, тем более, если это женщина гуманитарного типа»? Вы с ним согласны?
А.Б. Конечно нет. Создательница соционики — женщина, но развивают ее и мужчины и женщины, в том числе гуманитарии, сочетающие абстрактно-образное мышление и творческие способности с хорошо развитой сферой чувств, позволяющей им глубоко проникать в духовный мир человека и в область его эмоций и отношений с другими людьми.
В.М.Тем же докладчиком было высказано еще одно мнение, что поскольку соционика не имеет среди наук, в том числе гуманитарных, какой-то конкретной ниши, ее не могут развивать гуманитарии, а лишь ученые-естественники? Не логичнее ли предположить, что теория, не развитая до уровня практического применения именно гуманитарными типами личности, может оказаться просто мертвой и нежизнеспособной?
А.Б. Соционика объединяет естественные и гуманитарные науки. Она имеет свой понятийный аппарат, свою терминологию. Гуманитарные науки, используя аппарат соционики могут приблизиться к естественным. Поэтому отнести соционику к какой-либо одной науке, например, гуманитарной, невозможно, так же, как и вычеркнуть из ее рядов. Это интегрирующая наука и развивать ее должны люди разных профессиональных направлений.
В.М.Какие радикальные меры Вы собираетесь предпринять против соционического шовинизма, касается ли он женщин, гуманитариев, людей с прочими установками, квадрального антагонизма и т.д.?
А.Б. К счастью, случаи какого-либо шовинизма у нас довольно редки. Плюрализм, принятый в наших кругах, исключает радикализм, но бывают исключения.
В.М.Какие тенденции имеет развитие соционики в настоящее время и являются ли они более перспективными для развития теории или практического использования?
А.Б. Как показала последняя конференция, теория соционики начала более бурно развиваться с приходом в нее новых сил — специалистов разных профессий, в которых они нашли возможности для дальнейшего развития с помощью соционики и, в то же время, обогатили нашу науку новыми подходами. Создано новое направление — синхроника, занимающаяся анализом исторических событий и изучающая законы управления историей. Что же касается практики, то соционика уже довольно прочно проникла в педагогику, психологию и социологию, кадровый менеджмент. Ее принципы используются в процессе формирования космических экипажей для обеспечения. Создано много соционических технологий, послуживших базой для эффективного развития практического применения соционики. Это направление называется прикладной соционикой.
В.М.Чем может быть полезна соционика сильным мира сего?
А.Б. Как сказал Булгаков словами Воланда: «Никогда ничего не проси у сильных мира сего — сами дадут». Поэтому и мы не просим. К нам обращаются и просят проконсультировать и мы охотно приходим на помощь. Но если говорить о пользе соционики для тех, у кого в руках власть и деньги, то можно сказать, что соционика, прежде всего, незаменима в управленческом консультировании крупных предприятий — там, где трудно эффективно работать с большим объемом информации, не осуществляя адекватный и рациональный подбор кадров.
У нас также есть опыт работы с органами городского управления, которому и в дальнейшем будут полезны соционические рекомендации, как по эффективному формированию команды, так и по другим аспектам управления.
Соционика позволяет посмотреть на социально-политические события с неожиданной стороны, чтобы предотвратить возможные неудачи. Так, например, непродуманное назначение Кириенко на пост премьер-министра, привело к новому экономическому кризису в России и на Украине. Этого можно было бы избежать, пользуясь консультациями профессиональных социоников и доверяя им.
В.М.Спасибо за содержательную беседу. Надеемся, что удача будет сопутствовать соционике, по праву этого заслуживающей. Ведь 21-й век — это век информационного общества, в котором наверняка решатся основные экономические проблемы и начнут эффективно решаться межличностные проблемы, а это вряд ли будет возможно без участия соционики — науки о гармонизации общества, созданной женщиной!
Мегедь В.В. соционик — исследователь и консультант.