Чужие рисунки — проективная методика исследования личности. Разработана Г. Е. Романовой и опубликована в 1993 г. Предназначена для обследования лиц в возрасте от 5 до 80 лет. Стимульный материал Ч. р. — черно-белые фотокопии (18×24) непрофессионально выполненных рисунков, которые предлагаются испытуемому под видом "семейного альбома", собранного неким лицом в течение всей его жизни.
Рисунки подобраны с опорой на возрастные особенности так называемого наивного рисунка на базе оригинальной изопродукции по результатам пилотажного исследования. Затем эксперты оценивали эти рисунки по следующим критериям: (1) вероятный проективный потенциал изображения; (2) опознаваемость изопродукции как реальной, соответствующей приписываемому возрасту; (3) вероятность тематического соответствия изображения значимым переживаниям соответствующего возраста; (4) частота присвоения данного изображения совокупно с другими одному и тому же автору; (5) общая композиция стимульного ряда.
Всего предлагается 7 готовых рисунков и два монотонно окрашенных листа, не имеющих изображений ("белый" и "черный"). Содержательно рисунки соответствуют определенному возрасту "исполнителя" и имеют диагностическая направленность:
1. Два "головоногих" существа. 2,5 года. "Первые воспоминания".
2. Рисунок семьи. 5 лет. "Детство", "праздник", "отношения с родителями", "отношения со сверстниками".
3. Бытовая сцена, фигуры детей, взрослых. 7 лет. "Школа", "отношения с авторитетом", "отношения со сверстниками".
4. Портрет подростка с бритой головой. 14 лет. "Созревание", "внешность", "познание внутреннего мира", "значимые отношения".
5. Женский портрет (подобный графике Пикассо или Матисса). 16 лет. "Взросление", "внешность", "познание внутреннего мира", "значимые отношения".
6. Два профиля, набросок. 22 года. "Значимые отношения", "отношения полов", "брак", "конфликт", "сомнение", "познание внутреннего мира".
7-б. Белая.
Воображаемый рисунок. Возраст и любые подробности об авторе на усмотрение обследуемого.
7-ч. Черная. Аналогично 7-б. Рисунки 7-б и 7-ч занимают онтогенетическую нишу взрослого человека.
8. Надгробие, набросок. 75 лет. "Итог жизненного пути", "потеря близких", "страх смерти", "мистика и оккультизм".
Испытуемому предлагается реконструировать предполагаемую ситуацию создания рисунка от имени анонимного "автора" и составить рассказ по картине в виде биографической ремарки устно или письменно.
Возможна вариация процедуры обследования в зависимости от его целей. В структуре процедуры обследования с помощью Ч. р. выделяется содержательно-диагностический блок (интерпретация) и поведенческий блок. Последний включает различные спонтанно возникающие и поддерживаемые экспериментатором формы "отреагирования" на возникающие в ходе обследования ситуации.
Предусмотрены специальные варианты процедуры с привлечением дополнительных методических средств. К ним относятся: 1) "Автор" — углубленная проработка образа "автора" рисунков как самостоятельная проективная процедура, например, описание личности "автора" с помощью стандартных личностных опросников; 2) "Настроение" — уточнение коннотативного значения для обследуемого экспериментальной ситуации и отдельных ее параметров, например, описание настроения "автора" с помощью теста Люшера; 3) "Мои рисунки" — прямая инструкция представить себя рисовальщиком, рассказать о рисунках как о своих, реконструировать ситуации, в которых они могли быть созданы; 4) "Пасьянс" — построение условной модели человеческой жизни (например, жизни "автора") с помощью уменьшенных копий (7×10) стимульного материала, раскладываемых испытуемым в произвольных комбинациях с последующим рассказом-комментарием.
Ч. р. создавались по подобию известных проективных техник (Гудинаф "Нарисуй человека" тест, Рисунок несуществующего животного, Тематический апперцептивный тест). Согласно концепции автора методики "Ч. р.", фантазирование на темы из жизни анонимного автора рисунков, а также "неумелость", нечеткость графики наивного рисунка актуализирует реакции отношения, оценочные суждения. Это способствует возникновению эффекта психологической защищенности у обследуемого и делает его поведение более спонтанным, а диагностическую процедуру открытой диалоговому взаимодействию.
При разработке интерпретационных схем рекомендуется выстраивать несколько линий анализа, имеющих автономную диагностическую ценность: близость рассказа собственному опыту, собственным переживаниям испытуемого; адекватность сюжета условно приписанному возрасту "автора" картинки; соответствие действующих персонажей изображенным на рисунке, степень их действительного пересечения, реальности взаимодействия в едином жизненном пространстве, преемственность в развитии сюжетов и персонажей от картинки к картинке и т. д.
Допускается групповое обследование с помощью слайдов. С помощью Ч. р. обследовано 254 чел. (студенты, представители разных профессий, пациенты психиатрических клиник) в возрасте от 5 до 80 лет.
Отмечается отсутствие каких-либо серьезных ограничений в применении и легкость идентификации рисунков как "своих". Процедура обследования провоцирует эмоциональную включенность обследуемых, возникновение катартического эффекта. Автор считает, что методика "Ч. р." позволяет очертить круг значимых переживаний личности, составить представление об особенностях мотивационно-потребностной сферы, психологическом возрасте и поле обследуемого, выявить предположительные зоны конфликта и психологического комфорта. Данные о валидности и надежности не сообщаются. Ч. р. рекомендуются к применению в клинической и консультативной практике.
Л. Ф. Бурлачук
Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии