Русалии. Как в трёх соснах не заблудиться?
Раньше на Руси было принято отмечать языческий праздник Русалии, который посвящался сказочным, мифическим существам – русалкам.
По древнеславянскому календарю считалось, что в день 19 июня и всю последующую неделю, называемую «русальной», эти существа могли беспрепятственно выходить в мир людей.
Вилы и навьи также относятся к загадочному племени русалок, но функции у них разные. Считалось, что вилы охраняют колодцы с питьевой водой, полевые русалки охраняют нивы, способствуя своими магическими танцами щедрому урожаю.
А навьи – это злые русалки, которые утаскивают детей и девушек, забредших на «русальной» неделе в лес. Защекотав или «затанцевав» пленников до смерти, русалки-навьи пополняют ими свои ряды. И потому родителям категорически запрещалось отпускать в это время детей одних в лес и в поле. Русалками и русалами, по преданиям, становятся те, кто умер, не став взрослым, некрещеные дети или же молодые девушки, утопившиеся от неразделённой любви.
На русальной неделе принято было выполнять магические обряды. Праздник «Русалии» начинался одним из них: в домах разбрасывали зелёные берёзовые ветки в знак приглашения в гости духов предков. Об обрядах и особенностях проведения русальной недели в нашем журнале можно узнать из статьи «Когда встретиться с русалкой?».
Я же хотела сейчас не об этом. Меня, как, наверняка и многих-многих других, всегда интересовало: да что же это за существа такие – русалки?! Были ли они в действительности, есть ли сейчас? Существуют ли какие-то, заслуживающие доверия, свидетельства этого загадочного феномена?
Но сначала несколько слов о том, что же думают об этих существах современные учёные. Большинство ученых считает существование подобных мифологических персонажей биологически невозможным, но всё же есть среди них такие, кто всерьез занимается изучением этого явления.
Английский криптозоолог Джерал Гудлин, к примеру, склонен считать, что тайна русалок и других странных существ, живущих на планете бок-о-бок с человеком, заключается в способности этих неведомых пока ещё науке существ, воздействовать гипнотически на психику человека (гипнотическая мимикрия), внушая ему образы, «выловленные» в его же сознании.
В результате внушённых образов, человек видит существо, находящееся перед ним, не таким, каково оно есть на самом деле. У воды оно выглядит человеко-рыбой, в лесу — красавицей с распущенными волосами, или лешим; в доме — в образе домового. По теории Гудлина, это существо, воздействуя на сознание людей, может выглядеть даже обычным человеком, средне одетым и способным вступать в несложный разговор. Очевидцы в таких случаях отмечают, что сознание человека как бы затуманивается и со стороны он может выглядеть, как беседующий сам с собой, существо же тем временем исчезает…
Английский путешественник Генри Гудзон, живший в семнадцатом веке, известен не только тем, что открыл в Северной Америке залив, реку и пролив, названные потом его именем. Это был серьёзный путешественник, капитан корабля, который, встретившись однажды в море нос к носу с русалкой, записал об этом в судовом журнале: «…Ее обнаженная грудь и спина были как у обычной женщины. Бросались в глаза бледная кожа и ниспадающие черные волосы. Но когда она нырнула, мелькнул ее хвост, похожий на хвост бурого дельфина, испещренный пятнышками, как у макрели…»
Запись в судовом журнале – это серьёзный документ, поэтому обман или розыгрыш здесь исключены.
О встрече с тремя прекрасными девушками с рыбьими хвостами, резвящимися у побережья Гвианы, свидетельствовал и Христофор Колумб. Кроме того, существует любопытный рисунок, датированный 1717 годом, где изображена русалка, а надпись под изображением гласит:
«Похожее на сирену чудовище было поймано на побережье Борнео в административном округе Амбойна. В длину 1,5 метра. Прожило на суше 4 дня и семь часов в бочке с водой. Периодически издавало звуки, напоминающие мышиный писк. Предложенных моллюсков, крабов и морских раковин есть не стало…»
Узнавший об этом Петр I очень заинтересовался этой историей, ведь русалки часто упоминаются во многих русских сказаниях, и попросил иностранных натуралистов разъяснить данный факт.
В сохранившемся ответе на письмо российского царя датский колониальный священник Франц Валентин подтвердил, что действительно на Борнео была поймана русалка, которую видели более 50 человек, и высказал на это свое мнение, заключающееся в следующем:
– Если вообще в мире какие-нибудь истории и заслуживают доверия, то, в частности, эти. То, что в них не верят, ничего не значит, всегда найдутся люди, отрицающие существование таких городов, как Константинополь, Рим, Каир, только потому, что им не пришлось их увидеть.
Свидетелем русальего пения стал однажды известный рок-музыкант Андрей Макаревич, описавший это событие в своей автобиографической книге «Сам овца».
Описывая свою поездку в начале семидесятых с компанией в Карелию, Макаревич рассказывает, как однажды, когда он отправился в лес по грибы, он решил искупаться в лесном озере: «Я быстро разделся на каменистом берегу, отмахиваясь от кровососов, вошел в темную воду и нырнул – головой вниз.
Глубина начиналась от берега сразу, вода была теплой только на поверхности, а внизу – ледяная, у меня зазвенело в ушах, и вдруг я услышал, как поют русалки. Пели они без слов, но это была песня про всех утонувших в этом озере – за тысячи лет.
Голоса под водой звучали так неожиданно и страшно, что я пулей вылетел на поверхность. Над водой никто не пел, лес смотрел на меня мрачно и неприветливо. Я оделся, стараясь не смотреть по сторонам, и заспешил в сторону дома».
Однако злоключения музыканта на этом не кончились. «Ощущение тревоги не проходило. И деревья, и озеро, и синее небо без облачка – все стало каким-то нехорошим…» На обратном пути ему пришлось испытать то, о чём говорится в известной поговорке – «в трёх соснах заблудился». Когда Андрей шёл по направлению к озеру, ещё только в самом начале своего похода за грибами, он, по его описанию, обогнул три небольших заливчика – для чёткого ориентира он специально считал их.
На обратном же пути он уже насчитал аж шесть заливчиков… В панике, торопясь и спотыкаясь о березовые корни, он стал соображать, что так как «озеро все время маячило с одной стороны (теперь, на обратном пути, справа), и хождение кругами исключалось», а сам он был совершенно трезв и в ясном сознании, то надо просто взять себя в руки и, стиснув зубы и следуя логике, просто «тупо идти вперед, держа озеро справа, сколько бы глупостей на пути мне ни подкинули».
Он обошел один проклятый заливчик за другим, и вдруг они кончились, а вдали замаячила деревня. Мокрый, растрепанный и возбужденный, он убедил товарищей незамедлительно отправиться в заколдованное место, чтобы установить «истинное количество» заливчиков. Их оказалось, всё-таки, три.
Уж, кому-кому, а Макаревичу, на мой взгляд, не поверить нельзя. Этот человек и своими делами, и своей музыкой, и всей своей жизнью доказал, что человек он очень серьёзный и ответственный. Так что смотрите, дорогие читатели и коллеги – будьте осторожны и бдительны на воде, в лесу и в поле!
Автор — Марина Дутти
Источник