Как влияла магия чисел на сознание древнего человека?
Древние люди, используя количественную оценку всего того, что их окружало, заметили необъяснимую силу воздействия некоторых чисел на различные события их жизни. Всё непонятное приписывалось ими волшебству, и это воздействие оценки на явления природы, на самого человека стали называть «магией чисел». Слово «магия» произошло от греческого «mageia» (волшебство, колдовство) и очень часто применялось древним человеком для определения сверхъестественных явлений и возможностей отдельных людей (магов).
Древний человек, заметив странное воздействие отдельных чисел на события, стал называть их магическими. Так и начали люди приписывать числам сверхъестественные свойства: одни приносили удачу, успех, другие – неприятности, удары судьбы. Магия чисел играла важную роль в предфилософском сознании древнего человека, создававшем мифы о богах, и он отображал её в своих произведениях. Древнегреческий крестьянин Гесиод в своей поэме «Труды и дни» описал цикл земледельческих работ и указал, какие дни месяца благоприятны и какие неблагоприятны для разных дел. Особо почиталось древним человеком число «семь».
С древних времён семёрка считается счастливой, даже священной, божественной. Её используют в исторических событиях, изречениях, поговорках, пословицах. Числом семь ограничивали лучшие творения человека — «Семь чудес света», мудрейших людей — «Семь мудрецов» Древней Греции, «Семь мудрецов» индийской мифологии и так далее. У одного из африканских племен число семь символизирует единство целого, суммируя числа «три» — мужское начало и «четыре» — женское.
Древние греки обозначили числа буквами своего алфавита, и исследователи текста библии обнаружили, что его пронизывают странные числовые закономерности: в каждом слове закодирована цифра «семь», три слова из Ветхого завета «Бог, небо, земля», представленные в числах, составляют число семь, повторенное сто одиннадцать раз – три семёрки (777). Слово «Иисус» на греческом, замененное на цифры, представляется тремя восьмёрками (888), а слово «Сатана» — тремя шестёрками (666).
Древний человек был уверен, что судьба назначена свыше, и, что бы он ни предпринимал, изменить ее невозможно. Пройдёт больше двух тысячелетий и точно так же будут в этом уверены французский писатель Бальзак, русский царь Николай II и другие известные люди современности. Оноре де Бальзак считал совсем как когда-то древние люди, что для каждого человека определены и рассчитаны все беды, предназначенные ему, а также их характер. Но как было узнать, сколько бед и сколько счастливых дней предназначено каждому человеку в его жизни? Любопытство толкало людей на поиски единого универсального закона чисел.
Античные философы и учёные Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор пыталась построить картину мира, и некоторые из них выдвигали противоположные теории мироздания. Гераклит считал, что мир подобен реке, что на входящих в эту реку накатывают новые воды, что в мире нет повторений – «всё преходяще и одноразово». В мировоззрении же Пифагора была идея вечного повторения, нахождения всего сущего в некой абстрактной величине. Он развил учение о числах и по преданию открыл, что музыкальные интервалы можно выражать соотношением между числами 1, 2, 3, 4. «Все вещи можно представить в виде чисел», — утверждал Пифагор, давая понять, что именно они правят миром.
Его родиной был остров Самос в Ионии в Малой Азии и прежде, чем открыть свою философскую школу в греческой колонии на юге Италии, он побывал по преданию в Египте, Индии, Вавилоне, где познакомился с древней восточной мудростью. Из учения Пифагора можно было сделать вывод, что числа соединяются вместе и особым образом действуют на человека. Согласно учению древних иудеев «Каббалы» мир сотворён числами и звуками. Древнегреческие философы использовали в своих учениях, по всей видимости, теории сотворения мира и научные достижения других народов, существовавшие до них.
Именно числа могут предопределять судьбу – считал мистик Пифагор, давая в то же время советы, как бороться с враждебной магией: «Когда обуваешься, начинай с правой ноги», «Когда моешь ноги, начинай с левой», «Никогда не поддавайся безудержной радости», «Поднявшись после сна, скатай постель и разгладь место, где лежал», «Плюй на свои срезанные ногти и волосы».
Его ученик Филолай, чудом спасшийся из горящего дома, в котором по утверждению некоторых философов сгорел сам Пифагор, определил суть стереометрической фигуры в четвёрке, качество и цвет в пятёрке, одушевлённость в шестёрке, ум и здоровье в семёрке, любовь и дружбу в восьмёрке. Он считал, что мироздание образовалось из Предела, Беспредельного и Гармонии.
В свое учение Пифагор посвящал не каждого, причем передавал знания из уст в уста, поэтому судить о его теории можно только по записям учеников — пифагорейцев. В их представлении числа полностью правили миром: были тесно связаны с геометрическими фигурами, предопределяли судьбу человека, руководили его жизнью, приносили ему удачу или несчастье, «определённые наборы цифр являлись справедливостью, душой, рассудком, возможностью, и соответственно всё остальное тоже могло быть выражено в числах».
Пифагорейцы разработали учение о «надлежащем»: победе над страстями, подчинении младших старшим, культе дружбы и товарищества, почитании Пифагора. Они лечили тело гимнастикой, душу музыкой, избегали гнева, тревоги, уныния. Последователи Пифагора считали, что в основу мира заложена единица, и числа состоят из одинаковых единиц, но неумение отличать физическое от математического и явление несоизмеримости разрушило их мировоззрение…
Исследуйте, друзья, размышляйте и, постигнув древнюю мудрость, сами станете мудрыми.
Автор — Татьяна Морозова
Источник