ШЕХТЕР

ШЕХТЕР Марк Семенович (р. 1929) — российский психолог, специалист в области общей и когнитивной психологии, психологии восприятия. Автор концепции о природе "свернутого" действия и концепции о трехстадийном развитии восприятия. Д-р психол. наук (1981). За цикл работ по проблемам опознания (1981—1998) был удостоен премии им. Г.И. Челпанова. Заслуги Ш. отмечены в международном справочнике &quot

;Who is who". Окончил психологическое отделение философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1947—1953) и в течение трех лет работал в школе преподавателем психологии и логики. В 1956—1959 гг. учился в аспирантуре МГПИ им. В.П.

Потемкина, после чего работал в НИИ дефектологии АПН РСФСР. С 1962 работает в НИИ ОиПП АПН СССР (ныне ПИ РАО). В 1964 г. защитил канд. дис.: "Проблема симультанного узнавания". Полученные результаты и выдвинутые на их основании гипотезы были опубликованы в монографии: "Психологические проблемы узнавания" (1967). С 1978 г. — с.н.с. лаборатории Математического моделирования психических процессов и зав. сектором распознавания рукописного текста. В 1981 г. защитил докт. дис.: &quot

;Закономерности и механизмы зрительного опознания", в этом же году вышла его вторая монография "Зрительное опознание: закономерности и механизмы". С 1992 г. — вед.н.с. группы психологии развития познавательных процессов, с 2000 г. — гл. н. с. и руководитель группы исследования перцепции. Основные научные интересы Ш. сосредоточены на проблеме психологического механизма "свернутого" действия, т. е. действия, которое не включает в себя цепочку познавательных шагов, коим человек обучался, и поэтому занимает гораздо меньше времени.

Важность этой проблемы, которую Ш. разрабатывал на материале опознавания объектов, определяется тем, что у обученного взрослого человека большинство познавательных актов осуществляется в "свернутом виде". На основании многолетних экспериментальных исследований Ш. подверг критике широко распространенное представление о том, что "одномоментное" опознание является замаскированной формой отрабатывавшегося в обучении действия — последовательной оценки ряда признаков объекта, которое после многих упражнений протекает исключительно быстро, в сокращенном виде и на подсознательном уровне восприятия. Было экспериментально показано, что главный "секрет" одномоментного опознания состоит в использовании сформировавшихся новообразований — целостных образов-эталонов, которые не разлагаются на компоненты и участвуют в процессах сличения как неделимые, атомарные единицы.

В отличие от "гештальтов" эти целостные образы в своей зрелой, развитой форме являются постаналитическими. Были выявлены условия, способствующие в период обучения формированию указанного нового способа ориентации человека в опознавательных актах. Результаты научных и экспериментальных исследований были обобщены Ш. в концепции о трехстадийном развитии восприятия "по спирали", совершающемся и в генезе, и в микрогенезе одномоментного зрительного опознания. Первая стадия — не разлагаемый, но пока еще диффузный, расплывчатый, образ объекта.

Вторая стадия — выделение его элементов; на третьей стадии вновь фигурирует не разлагаемый образ, но он более высокого порядка, чем первоначальный целостный образ, т. к. благодаря предшествующей аналитической стадии является достаточно четким, недиффузным образом ("О роли и видах образов в познавательных процессах" / Психологический журнал, 2001). Ш. ввел также классификацию опознавательных эталонов на двух основаниях: (1) разделение эталонов на целостные; (2) на "жесткие" и "мягкие".

Последние требуют — для позитивного решения процессов сличения — не тождества, а лишь определенной степени близости эталона и воспринимаемого объекта. Когда эталон и целостный, и "мягкий", то это существенно ускоряет выдвижение гипотезы или принятия решения о характере предъявленного объекта. Ш. автор ряда трудов, переведенных на нем. и голландский языки. Научный ред. (совм. с Б.М. Величковским) коллективной монографии: "Познавательные процессы: ощущение, восприятие", М., 1982. Ред. и соавт. учебн. пособий: "Психологические и физиологические рекомендации по использованию ЭВМ в обучении" (1989); "Психологические рекомендации по организации графической и знаковой частей компьютерных обучающих программ" (1990).

Л.А. Карпенко