ШЕВАРЁВ

ШЕВАРЁВ Петр Алексеевич (1892—1972) — российский психолог, специалист в области когнитивной психологии, автор теории обобщенных ассоциаций в умственной деятельности. Д-р психологических наук (1960), профессор, чл.-кор. АПН СССР. Окончил в 1915 г. историко-филологический факультет МГУ и аспирантуру при кафедре психологии (1915—1919).

С 1919 по 1920 преподавал психологию в Тамбовском ун-те. В 1921—1923 гг. — ассистент отделения прикладной психологии Психологического ин-та при Московском ун-те. С 1923 по 1925 г. — педагог-психолог Приемно-наблюдательного пункта для беспризорных детей, одновременно преподает в Академии социального воспитания, в Институте физкультуры, в Высшей школе военной маскировки, затем на педагогических курсах при Московском высшем техническом училище. В 1931 г. возвращается в Институт психологии и сначала работает с.н.с., затем зав. лабораторией, отделом общей психологии (1947—1955). С 1958 по 1961 г. — зам. директора по научной работе и одновременно зав. лабораторией восприятия и памяти. В 1960 г. защитил докт. дис. "Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника". До 1969 г. — зав. лабораторией восприятия.

Под его руководством проводились исследования формирования понятий у детей. Другое направление исследований было связано с разработкой психологических основ преподавания ряда учебных предметов в школе. Результаты исследований были опубликованы в книге "Обобщение ассоциаций в учебной работе школьника" (1959). Все ассоциации сводил к ассоциациям по смежности.

Отвергал существование ассоциаций по сходству, доказывая, что они так же являются особым видом ассоциаций по смежности. Создал две классификации ассоциаций. Первая построена на основании признаков константности — вариативности и конкретности — обобщенности, присущих каждому из двух членов ассоциации. Выделены 4 семейства ассоциаций: константные, семивариативные, абстрактно-вариативные, конкретно-вариативные. Все семейства распадаются на две большие группы: константные и вариативные (обобщенные).

>Вторая классификация включает в себя три группы ассоциаций в зависимости от того, входит ли в их состав сознавание задания, и если входит, то в какие члены ассоциаций. Они названы альфа-, бета- и гамма-ассоциациями. Весьма важны для практики были его исследования по вопросам восприятия и применения цвета в архитектуре. В результате совместно с С.С. Алексеевым и Б.М.

Тепловым был создан специальный курс цветоведения для архитектурных вузов, в котором данные психологии и психофизиологии использовались для решения практических задач по цветовому оформлению архитектурных сооружений. Основные труды: "К вопросу о структуре восприятия", 1962; "О роли ассоциаций в процессах мышления", 1966.

С.В. Ильина