ЭОН (греч. aion — век) — понятие древнегреческой и современной философии. В античности обозначало «век», «путь жизни», время в ипостаси течения жизни человека и живых существ. Используемое Гомером в качестве обозначения «века жизни», понятие «Э.» приобретает впоследствии значение «вечности» (Эмпедокл, Анаксимандр). У Платона «Э. — вечность» окончательно противопоставляется «времени»: Э. в своей неподвижности являет собой квазивременный способ существования «идей» — о нем, согласно Платону, невозможно говорить «был» или «будет» — только «есть». Аристотель, несколько смягчив противоречие, «Э. как жизненный век» — «хронос», уподоблял Э. божеству, трансцендирующему как пространство, так и время. В эпоху эллинизма персонифицированный Э. в качестве божества становится объектом религиозного культа (Э.
-Зурван в мистериях Митры). В традициях раннего христианства «Э.» приобретает новое значение — «мир», но мир в его временном историческом развертывании — в соответствии с парадигмой, постулирующей вынесение смысла истории за пределы наличного исторического времени. В дальнейшем понятие Э. употреблялось в схожих контекстах рядом мыслителей 20 в. (например, Д.Андреевым).
У Х.Л.Борхеса в описании «Вавилонской лотереи» («…если лотерея является интенсификацией случая, периодическим введением хаоса в космос, то есть в миропорядок, не лучше ли, чтобы случай участвовал во всех этапах розыгрыша, а не только в одном? Разве не смехотворно, что случай присуждает кому-то смерть, а обстоятельства этой смерти — секретность или гласность, срок ожидания в один год или в один час — неподвластны случаю?.. В действительности, число жеребьевок бесконечно. Ни одно решение не является окончательным, все они разветвляются, порождая другие.
Невежды предположат, что бесконечные жеребьевки требуют бесконечного времени; на самом деле достаточно того, чтобы время поддавалось бесконечному делению, как учит знаменитая задача о состязании с черепахой») очевидна проблема: какому же именно времени не нужна бесконечность, а достаточно лишь быть «бесконечно делимым». Согласно Делезу, по существу неограниченные прошлое и будущее, собирающие на поверхности бестелесные события-эффекты, суть Э. — в отличие от всегда ограниченного настоящего, измеряющего действие тел как причин и состояние их глубинных смесей (Хронос).
По мнению Делеза, «величие мысли стоиков» и состоит в их идее о том, что такие прочтения времени (как совокупности «изменчивых настоящих» и как «бесконечного подразделения на прошлое и будущее») одновременно необходимы и взаимоисключаемы. С точки зрения Делеза, » …в одном случае настоящее — это всё; прошлое и будущее указывают только на относительную разницу между двумя настоящими: одно имеет малую протяженность, другое же сжато и наложено на большую протяженность. В другом случае — настоящее — это ничто, чистый математический момент, бытие разума, выражающее прошлое и будущее, на которые оно разделено… Именно этот момент без «толщины» и протяжения разделяет каждое настоящее на прошлое и будущее… Э. — это прошлое-будущее, которое в бесконечном делении абстрактного момента безостановочно разлагается в обоих смыслах-направлениях сразу и всегда уклоняется от настоящего… Есть два времени: одно составлено только из сплетающихся настоящих, а другое постоянно разлагается на растянутые прошлое и будущее… одно имеет всегда определенный вид — оно либо активно, либо пассивно; другое — вечно Инфинитив, вечно нейтрально. Одно — циклично; оно измеряет движение тел и зависит от материи, которая ограничивает и заполняет его. Другое — чистая прямая линия на поверхности, бестелесная, безграничная, пустая форма времени, независимая от всякой материи… Э. — это место бестелесных событий и атрибутов, отличающихся от качеств… Каждое событие в Э. меньше наимельчайшего отрезка в
Хроносе; но при этом же оно больше самого большого делителя Хроноса, а именно полного цикла. Бесконечно разделяясь в обоих смыслах-направлениях сразу, каждое событие пробегает весь Э. и становится соразмерным его длине в обоих смыслах-направлениях… Э. — прямая линия, прочерченная случайной точкой.., чистая пустая форма времени, освободившаяся от телесного содержания настоящего… Каждое событие адекватно всему Э. Каждое событие коммуницирует со всеми другими, и все вместе они формируют одно Событие — событие Э., где они обладают вечной истиной. В этом тайна события: оно существует на линии Э., но не заполняет ее… Вся линия Э. пробегается «Вдруг», непрестанно скользящим вдоль этой линии и всегда проскакивающим мимо своего места… /Ср. «Вдруг» у Платона — это «atopon», т.е. то, что лишено места — А.Г./… Только Хронос заполняется положениями вещей и движениями тел, которым он дает меру. Но будучи пустой и развернутой формой времени, Э. делит до бесконечности то, что преследует его, никогда не находя в нем пристанища — События всех событий… Язык непрестанно рождается в том направлении Э., которое устремлено в будущее, и где он закладывается и как бы предвосхищается». В целом разведение терминов «хронос» (обозначающий абстрактное, объективное время в контексте количественных интервалов его) и «Э.» имело и имеет важное значение для философской традиции Западной Европы. (См. также Событие, Плоскость.)
А.А. Грицанов