ЭМОЦИЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ

Эмоций информационная теория — концепция, согласно которой эмоции определяются какой-либо актуальной потребностью и возможностью ее удовлетворения, характеризуемой вероятностью достижения цели.

Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Прогнозирование вероятности достижения цели может осуществляться как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне. Возрастание вероятности в результате поступления новой информации порождает положительные эмоции, падение вероятности ведет к отрицательным эмоциям. Стремление максимизировать (т. е. усилить, продлить, повторить) первые из них и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) вторые определяет регуляторные функции эмоций, их роль в организации целенаправленного поведения. Э. и. т. была разработана в 1964 г. П.В. Симоновым на основе психофизиологических экспериментов.

В 1984 г. Д.

Прайс и Дж. Баррелл в результате количественной обработки данных психологических опытов подтвердили существование зависимости, которую они назвали "общим законом человеческих эмоций". Э. и. т. позволяет использовать объективно регистрируемые проявления эмоций (мимика, голос, изменения физиологических функций и электрической активности мозга) в качестве индикатора потребностей человека и степени их удовлетворения, уточнить классификацию этих потребностей, процесс их формирования и взаимодействия. Анализ многообразных эмоций человека с позиций Э. и. т. привел к выводу о существовании трех основных групп потребностей — витальных, социальных, идеальных (познания и творчества) и двух вспомогательных, к числу которых относятся потребность в компетентности (вооруженности знаниями и умениями) и потребность в преодолении препятствий на пути к цели, именуемая обычно волей. Среди социальных различаются потребности "для себя", осознаваемые субъектом как права, и потребности "для других", осознаваемые в качестве обязанностей.

В ходе экспериментальной разработки Э. и. т. выявлены структуры головного мозга, преимущественно связанные с мотивационными и информационными факторами генеза эмоциональных состояний, проанализированы закономерности и механизмы возникновения эмоционального стресса, его роль в формировании невротических и психосоматических заболеваний. Э. и. т. позволила предложить методы объективной диагностики степени эмоционального напряжения у человека, выполняющего ответственную операторскую деятельность (летчик, диспетчер аэропорта, космонавт и т. п.), и меры профилактики этого напряжения.

П.В. Симонов