Экологическая психология индивидуальности — направление психологической науки, формирующееся на стыке общей психологии, дифференциальной психофизиологии и экопсихологии. Э. п. и. изучает закономерности психических процессов человека во взаимодействии со средой в контексте целостности индивидуальности. Важное прикладное значение Э. п. и. — выделение пагубных для психического и соматического здоровья человека взаимодействий генотипических и средовых факторов (фиксируемых, например, при воздействии радиации, химических веществ, глобальных изменений климата и др.), которые нарушают целостность индивидуальности.
Проблема целостной индивидуальности — уникальности сочетания организмических, индивидных и общеличностных свойств и качеств в развивающейся деятельности — не может быть решена в рамках дихотомии генотипического — средового, биологического — социального, психического — физиологического. Системная природа феноменов индивидуальности предполагает системный подход к их анализу (В.М. Русалов,1979; Т.Ф. Базылевич, 1983; Б.Ф. Ломов, 1984 и др.).
Вместе с тем целостность индивидуальности очевидна, поскольку нельзя говорить о раздвоении индивидуальности по аналогии с явлением "раздвоения" личности. Целостность индивидуальности наиболее полно раскрывается в единстве разнообразных свойств человека, составляющих "жесткие" звенья функциональных систем. Эмпирически это сказывается в фиксации синдромов разноуровневых свойств человека, соотносящихся с информационным эквивалентом образа-цели и мерой сформированности стратегии поведения.
Здесь в полной мере проявляется психологический закон о преломлении внешних причин через внутренние условия субъектно-объектного взаимодействия (С.Л.
Рубинштейн, 1957; А.В. Брушлинский, 1993), в котором индивидуально-стабильные, конституциональные, генотипические, природные особенности человека при стабилизации развития деятельности имеют системообразующее значение. Э. п. и. предполагает недизъюнктивность сферы человек-среда, что требует проникновения научной теории, экспериментальной методологии и практики в системные закономерности индивидуализации целенаправленной активности, отражающей сущностные особенности психики человека. При этом целостность психологических механизмов произвольности раскрывается в системообразующей роли цели и результата действия в организации разнообразной активности, а также в интегративности и обобщенности синдромов индивидуальности. Типологический анализ единства свойств человека в поведении в контексте проблем Э. п. и. предполагает первичный анализ психофизиологического уровня индивидуальности, поскольку он обладает выраженными кумулятивными качествами, опосредует влияние генотипа на психику, включает непроизвольную составляющую произвольной активности (Б.Ф. Ломов, 1984; С.Б.
Малых, 1986; Т.М. Марютина, 1978). Он может конкретизироваться, например, в системном исследовании процесса антиципации результата произвольного действия, что позволяет изучать закономерности индивидуализации функциональных систем.
При этом психофизиологические, психодинамические и общеличностные индивидуальные особенности в деятельности образуют синдромы, которые определяются конкретной ситуацией решения задачи. Эти индивидуально-обобщенные комплексы признаков соотносятся с мерой сформированности стратегии поведения, информационным эквивалентом результата действия, свойствами нервной системы, темповыми и результативными характеристиками индивидуальной деятельности. Стабилизация ее развития способствует воздействию индивидуально-стабильных особенностей человека на различные стороны жизнедеятельности.
Каналами сопряжения инвариантной составляющей функциональных систем ( задатков) с надситуативными координатами развития деятельности служит индивидуальный стиль решения человеком разнотипных задач, стратегии поведения, а также формально-динамическая сторона активности и результативность деятельности в ее связи со средовыми факторами развития. Закономерности Э. п. и. используются в психологической консультации и в ходе социальной реабилитации людей, испытывающих повышенную напряженность из-за психологических проблем, которые детерминированы отсутствием оптимального взаимосодействия свойств индивидуальности успешному приспособлению к специфическим для каждого человека факторам его среды. Этому способствует конструктивное рассмотрение сложившихся синдромов индивидуальности для построения гармоничных "экологических ниш", где человек чувствует себя комфортно, интенсивно развивает свои способности на основе их задатков, достигает высокой результативности при положительном эмоциональном фоне жизнедеятельности. Таким образом закономерности гармоничного сочетания разнообразных индивидуальных особенностей в субъекте психической деятельности позволяют сопрягать в "экологических нишах" природные задатки с требованиями деятельности.
Т.Ф. Базылевич