Эвфемизм [греч. euphêmismos < eu — хорошо + phêmi — говорю] — слово или выражение, служащее для замены таких обозначений, которые представляются говорящему нежелательными: грубыми, "обидными", нетактичными, не вполне вежливыми и т. п. Например, "задерживается" вместо "опаздывает", "пороха не выдумает" вместо "глуп", "попросили" (откуда-нибудь) вместо "выгнали", "обойтись посредством платка" вместо "высморкаться", "афро-американец" вместо "негр".
Исторически возникновение Э. связано с запретом на прямое наименование. Эвфемизация речи обусловливается разными причинами и преследует разные цели: например, в древности Э. были названия животных, являвшихся предметом охоты; в тоталитарных государствах стратегия эвфемизации используется для маскировки оппозиционных идей ("эзопов язык"); в современном обществе из речи устраняются "языковые несправедливости" по отношению к женщинам, инвалидам, меньшинствам ("политкорректность"). Область вовлеченных в сферу эвфемизации явлений определяется социокультурными факторами.
Эвфемизируются, как правило, термины "телесного низа" и секса ("ночная бабочка"), обсценные выражения ("блин", "японский городовой", в просторечии) и т. д. По В.Б. Шкловскому, в этом случае "Э. не столько способ говорить пристойно, сколько способ говорить непристойности, не столько скрывая их, сколько обостряя". Психологически это может быть объяснено тем, что узнавание "неприличного" предмета происходит в сознании слушателя, на него и перекладывается ответственность за такую трактовку.
Частотный Э. быстро утрачивает свои нейтрализующие функции; на него переносятся оценочные компоненты основного названия, что требует реэвфемизации, ср. последовательное "загрязнение" таких Э., как "отхожее место", "нужник", "сортир", "ватерклозет" ("клозет"), "уборная", "туалет" и др. Индивидуально-контекстные Э. создаются также с целью прикрыть, замаскировать подлинную сущность предмета, создать нужную говорящему картину действительности: "исправительное учреждение" (вместо "тюрьма"), "столкновения вооруженных групп" (вместо "война"), "высшая мера социальной защиты" (вместо "казнь"). В гитлеровской Германии Э. "территориальная проблема" понимался как агрессия; Э. "окончательное решение еврейского вопроса" означал уничтожение народа (Холокост).
С.А. Шаповал