ЯРМОЛЕНКО

ЯРМОЛЕНКО Августа Викторовна (1900—1972) — российский психолог, дефектолог, д-р педагогических наук (1955), профессор ЛГУ, специалист в области исследования слепоглухонемоты. После окончания дошкольного фак-та Высшего педагогического института в Екатеринославле (Краснодар) продолжала обучение на психологическом фак-те Петроградского психоневрологического института, который закончила в 1924 г.

Огромное значение на формирование ее научных взглядов оказал создатель и руководитель института — В.М. Бехтерев. С 1923 по 1948 г. работала в отделении психологии Института мозга, одновременно читала курс по общей психологии в вузах Ленинграда, в том числе в ЛГУ. С 1923 г. вела систематические наблюдения за восемью слепоглухими воспитанниками первой в России школы для слепоглухих, которая после революции вошла в состав Отофонетического ин-та (позднее — Института слуха и речи в Ленинграде).

Слепоглухие дети обучались здесь совместно с глухими и слабослышащими. Результаты этих исследований были обобщены Я. в докт. дис., посвященной проблеме познавательной деятельности слепоглухонемых (1931). В 1934 г. слепоглухие дети вновь были выделены в отдельную группу и Я. вела систематическое научное изучение этой группы до 1941 г. ("К истории обучения и воспитания слепоглухонемых" / Слепоглухонемота / под ред. М.Л. Шкловского, 1947; "Очерки психологии слепоглухонемых", 1961). В 1960-е гг. занималась проблемами логоневрозов и нарушениями речи при многоязычии. В соавторстве с Б.Г. Ананьевым и др. участвовала в создании монографии &quot

;Осязание в процессе труда и познания" (1961). Будучи профессором кафедры общей психологии ЛГУ, читала курсы общей, педагогической и юридической психологии, а также "Основы дефектологии".

Т.А. Басилова