Психастеноид

ПСИХАСТЕИОИД

Внешность. Это худой, астенического сложения, тихий, незаметный человек. Одет он всегда аккуратно, чисто. За модой следит в меру. С одной стороны, ему не свойственна экстравагантность, не свойственно выделяться, чтобы не обращать на себя внимание окружающих (он всегда очень страдает, если на нем концентрируется внимание). С другой стороны, и не слишком немодно, чтобы не задевать вкусы окружающих и опять-таки не обращать на себя внимание.

Как и шизоид, он не пластичен, у него некоординированные движения, он несколько неуклюж, может задевать предметы и натыкаться на них. Но, во-первых, ему не свойственно много двигаться и поэтому он реже попадает впросак, а во-вторых, если шизоид не замечает своих оплошностей, то психастеиоид очень стыдится их и переживает из-за каждой разбитой чашки или созданного им беспорядка, а поэтому старается двигаться еще меньше.

Темп речи психастеноида очень медленный, растянутый. Говорит он всегда тихо, совершенно не умеет выступать перед аудиторией, даже если это всего несколько человек.

Дом. Психастеиоид — тихий, домашний человек. Именно дома он чувствует себя более или менее уверенно. Создание домашнего очага, уюта, тепла — одно из любимейших занятий психастеноида. Дома у такой хозяйки всегда безукоризненная чистота. Она поддерживает ее постоянно. Любой непорядок вызывает у психастеноида просто чувство физической боли, слабость, растерянность.

Обстановка в доме у психастеноида может быть не столь стандартной, как у эпилептоида, он может обойтись и без того, чтобы было «как у всех», и, конечно же, не столь яркая, как у истероида. У психастеноида все уютно, все украшено, кругом вазочки, салфеточки, тарелочки, картиночки… Психастеноид не любит переезжать, это его очень истощает, разрушение заведенного порядка дается ему с большим трудом, но если ему (или ей) все-таки приходится жить в общежитиях или часто переезжать (например, жене военного), то на каждом новом месте она моментально повесит занавесочки, прикрепит картиночки, расстелет салфеточки, достанет чашечки — и вот уже дом, уже уют, глядишь, и новые соседи уже на чай приходят.

Вещи. Психастеноид любит вещи, причем больше любит он вещи старые, проверенные, ставшие ему давно родными. Эти вещи придают стабильность его миру, в том числе и внутреннему, среди них он чувствует себя спокойно и уверенно. Психастеноид очень бережет свои вещи, они служат у него гораздо дольше, чем обычно. Он тщательно стирает с них пыль и держит в специальных упаковках, но, в отличие от накопителя-эпилептоида, он всегда ими пользуется, если нужно, и уж конечно не отказывает никому, если попросят.

Деньги. Психастеноид не стяжатель и не растратчик. К деньгам психастеноид относится очень аккуратно, тщательно и с некоторой опаской. Обычно у него не бывает лишних денег (он не умеет зарабатывает, предпочитает тихую жизнь и работу недалеко от дома большой зарплате). Он тратит деньги очень осмотрительно, рассчитывает и ему хватает столько, сколько он имеет.

Здоровье. Психастенонды — слабые здоровьем люди. Они часто болеют, т. к. имеют астеническое телосложение, а кроме того, им свойственна ипохондрия — заболев, они заботятся повышенно о себе, боятся каждого симптома, все их пугает и предвещает опасность. Даже когда они не больны, у них плохой сон и плохой аппетит.

Эрудиция. Психастеноиду с его аккуратностью присуща обычно и довольно стройная логика. Он просто не может существовать в нелогичном мире, так же как и в беспорядке это ему слишком тяжело, он должен знать, чего ждать в каждый следующий момент. Психастеноид размышляет очень медленно, не спеша, но в результате оттачивает свою мысль до блеска. Психастеиоид может очень долгое время, иногда многие годы, а то и всю жизнь разрабатывать и доказывать одну и ту же мысль.

Постоянные опасения и недовольство собой часто являются для психастеноида тем стимулом, который движет его творческие способности.

Чтение — одно из любимейших занятий психастеноида, читает он вдумчиво, тщательно, не спеша. Эрудиция у него широкая, очень большой объем знаний. Причем, поскольку он постоянно во всем сомневается, он регулярно пользуется справочниками и его знания постепенно обретают фундаментальный характер.

Учеба. В учебе единственно проявляется целеустремленность, не свойственная психастеноиду в других областях деятельности. Психастеиоид способен заниматься целыми днями, вдумываться в учебный материал, зубрить его. Он никогда не пропускает занятий, всегда выполняет все задания. Делает он это и по свойственной ему аккуратности и потому, что не хочет огорчать преподавателя плохим ответом или родителей плохой отметкой. Уходя с головой в учебу, психастеиоид не оставляет себе времени на личную жизнь и ни на какие развлечения. Ученика-психастеноида характеризует большая разница в устном ответе, за который он редко может получить больше «тройки», и письменном — письменные работы он чаще всего выполняет блестяще.

Работа. В работе психастеиоид — хороший исполнитель, очень обязательный аккуратный работник. Ему не трудно подчиняться, если указания начальства носят логичный и упорядоченный характер. Если же он оказывается в подчинении у руководителя, который все время изменяет свое мнение, отменяет свои распоряжения, у которого постоянно меняется настроение, то психастеиоид очень нервничает в такой обстановке и в конце концов не выдерживает ее.

Вообще психастеноиду приятна тихая, аккуратная и неторопливая работа, желательно поближе к дому, например, библиотекарем.

Карьера. Психастеиоид почти никогда не делает карьеры. Он не способен занимать руководящую должность, как и шизоид из-за своей малой энергетичности, т. к. не умеет ни требовать, ни принимать решения. Но если шизоид может продвигаться по служебной лестнице благодаря тому, что начальство заметит его выдающиеся способности, то психастеноида обычно никто не замечает, тем более, что и все его поведение направлено на то, чтобы быть незамеченным.

Общественная жить. Психастеноид всегда повинуется существующей власти, но в то же время всегда находится в нравственном поиске. Как и любые новшества, психастеноид всегда воспринимает и новшества в общественном устройстве с сомнением и осторожностью. Поэтому у него может быть скрытый внутренний конфликт с официальной линией, который обычно не перерастает в активное сопротивление, однако часто проявляется в сопротивлении пассивном. Именно такие люди, не идя по пути открытой борьбы, обычно благоприятно влияют на нравственный климат общества, так как отказываются выполнять распоряжения, противоречащие их нравственным установкам, например, отказываются стать осведомителями.

Религия. Постоянно размышляющий о нравственности психастеноид склонен обращаться к религии в поисках истины, однако совсем не склонен слепо верить никаким постулатам — он должен обязательно пропустить их через себя — продумать, проверить, а тогда уже принимать или не принимать.

Юмор. В противоположность истероиду психастеноид никогда не направляет юмор на других, не язвит и не иронизирует. Обычно он шутит над собой, причем очень глубоко и тонко, и, как шизоид, не смеется своим шуткам, что придает им особую глубину юмористичности.

Хобби. У психастеноида часто бывает какое-нибудь серьезное увлечение, требующее особой тщательности и усидчивости. Например, конструирование сложных или миниатюрных моделей или вышивание. Обычно такие люди добиваются значительных успехов в такого рода видах прикладного искусства.

Общение. Психастеноид застенчив, он боится новых контактов, общения с новыми людьми, ему трудна ситуация, в которой он должен прикладывать усилия для того, чтобы произвести впечатление. В своих старых взаимоотношениях он очень привязчив, ценит именно глубокий личностный контакт, а не общение со многими. В отличие от шизоида привязывается не к тем, кто понимает его, а к тем, кого понял он сам.

Дружба. В дружбе психастеиоид играет роль — внимательного слушателя, сочувствующего. Его уютный и теплый дом может стать своим для его более энергичных, но неустроенных друзей. Такие друзья могут засиживаться у него тоже за полночь, как и у гипертима, но не потому, что ему это нужно и он удерживает своих гостей, а потому, что не умеет «их выгнать». В дружбе психастеиоид верен на годы и может периодически прощать своим друзьям все их обиды и даже предательства, удовлетворенный тем, что они всегда опять возвращаются к нему.

Любовь. Любовь психастеноида — глубокая, верная, самоотверженная привязанность, не помышляющая об измене. От партнера он хочет получать постоянную нежность и теплоту, практически не выдвигая никаких других требований. Именно к женщинам такого типа применимы слова «жалеет, значит любит». Им свойственно приносить жертвы любимому человеку, причем жертвы истинные — ничего не требующие взамен. Они могут любить неудачника и непутевого, чувствуя, что «без меня он совсем пропадет». Такие люди могут пожертвовать ради любви всем, даже самой любовью — продолжать любить изменившего партнера и даже помогать ему и его новой жене или новому мужу нянчить их детей и т. д. и находить в этом удовольствие.

Сексуальность. Психастеноиды мало требовательны в сексе. Сами они получают очень блеклые физиологические ощущения, женщины не испытывают оргазма, а у мужчин он очень слабый. Однако истинное удовлетворение они получают от сознания, что доставляют наслаждение партнеру. Именно в этом для них — суть сексуальности.

Родительство. Психастеноиды — прекрасные родители. Они тщательны в уходе за ребенком, как эпилептоиды, и в то же время находятся с ним в глубоком эмоциональном контакте. Дети их, однако, вырастают несколько неприспособленными к жизни, как и они сами, очень привязанными к родителям, иногда даже слишком, что затрудняет им создание собственной семьи.

(С) Егидес Аркадий Петрович, Сугробова Н. Ш. «Как научиться разбираться в людях»