Оранжевый и жёлтый

Оранжевый и жёлтый. Откуда берёт истоки символика этих цветов?

Оранжевый

«Оранжевое небо, оранжевое море,
Оранжевая зелень, оранжевый верблюд,
Оранжевые мамы оранжевым ребятам
Оранжевые песни оранжево поют».
(А. Арканов «Оранжевая песня»)

Промежуточный цвет со всеми вытекающими отсюда качествами – сочетанием возбужденности красного с радостью желтого. Юг, пляж, песок, солнце, «король Оранжевое Лето», цитрусовые, «оранжевое настроение» – всё это возникает при упоминании оранжевого цвета.

Оранжевый цвет считается одним из самых оптимальных для окраски интерьера, если мы хотим сделать его «теплым» и придающим бодрость (особенно хороши мягкие пастельные тона).

В. Кандинский о цвете:
«Он похож на человека, убежденного в собственных силах и вызывает поэтому ощущение исключительного здоровья. Этот цвет звучит как средней величины церковный колокол, призывающий к молитве «Angelus», или же как сильный голос альта, как альтовая скрипка, поющая ларго».

Но оранжевый не только самый жаркий, он еще и один из самых заметных цветов (вспомните «Икарусы», рабочие жилеты дорожных работников или спасательные жилеты альпинистов и моряков).

Броские достоинства этого цвета были прекрасно использованы и в украинской политике во время одиозных президентских выборов 2004 года. Именно позитивный и броский (особенно на фоне поздней осени) «померанч» сделал рекламную компанию партии «Наша Украина» предельно простой и эффективной. Он был достаточно оригинален, чтобы каждый человек мог с помощью обычного лоскутка ткани позиционировать себя сторонником Ющенко. Последующие события окончательно сделали оранжевый цвет одиозным – неразрывно связанным с «помаранчевой» революцией и определенной политической силой.

Желтый

«И вот мне приснилось, что сердце мое не болит.
Оно колокольчик фарфоровый в желтом Китае…».
(Н. Гумилев)

Желтый – это солнце, золото, спелая пшеница, желток яйца… Это – самый яркий, оптимистичный и экстравертный цвет, по словам Кандинского, «расточающий себя направо и налево». Недаром ученые считают, что первым из цветов новорожденный начинает различать именно желтый.

Чистый «солнечный» желтый обычно вызывает вызывает чувство радости, легкости, тепла. Гете писал, что «…согревающий эффект лучше всего ощущается, когда смотришь на природу через желтое стекло, особенно в серый зимний день».

Золотой цвет всегда выражал великолепие, роскошь, благородство (вспомним аристократические одежды из золотых атласных тканей). В религии же золото символизировало святость, царственность и связь с Солнцем (египетский бог Ра, греческие Гелиос и Аполлон).

Наверное, нигде так не почитали желтый цвет, как в Китае. Во время династии Цин носить желтые одежды имел право лишь император – Сын Неба. Желтый был для китайцев цветом мудрости и просвещения. Многие психологи и сейчас считают, что он стимулирует умственную деятельность, поэтому советуют раскрашивать в желтый (не в кричаще-желтый, конечно) учебные классы и аудитории.

Можно вспомнить и шафрановые одеяния буддийских монахов, символизирующие просветление и отказ от мирских желаний. Впрочем, ученый-религиовед Е. Торчинов объясняет происхождение данного «дресс-кода» более чем прозаичными причинами.

Евгений Алексеевич Торчинов «Введение в буддологию»:
«Изменил Цзонкхапа и цвет одежд монахов, в которых уже несколько столетий преобладал красный цвет, символизирующий мудрость – праджню; теперь снова восторжествовал древний шафранный цвет, символ бедности и смирения (древние индийцы носили одежды белого цвета; на солнце они постепенно желтели, и именно такой пожелтевший вид они имели, будучи выброшенными на свалку, откуда только и брали свою одежду древнеиндийские аскеты – шраманы)».

Гете, называя желтый «цветом радостным, бодрящим и нежным», тем не менее подмечает, что он «склонен вызывать досаду, едва заметная подмешка обесценивает, обезображивает, опаскуживает его». И действительно, стоит сделать желтый тусклым и темным, как значение его кардинально изменится. Он будет вызывать болезненные ассоциации с нездоровым оттенком человеческой кожи (достаточно вспомнить хотя бы такое заболевание, как желтуха).

Грязный желтый цвет, практически, сопровождает все действие романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание», придавая ему нездоровую атмосферу. Это и желтые домишки, и желтые обои в комнатах Раскольникова и Мармеладовых, и желчный цвет лица, и «желтая жидкость в желтом стакане», и «желтый билет» Сони.

Четкая символика желтого как сигнала болезни идет со времен средневековой эпидемии чумы. Тогда все зараженные территории помечались желтыми крестами. Долгое время желтый флаг, поднятый над кораблем, означал карантин.

Этот цвет нес и другую негативную символику. Он считался цветом ревности, жадности, обмана, неверности, предательства. Иуду часто изображали в грязно-желтой накидке, а нацисты предписывали евреям носить желтые «повязки позора».

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»:
«– Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет».

В XX веке желтый цвет приобрел еще одно негативное значение – он стал также символом дешевой сенсационности. История возникновения термина «желтая» пресса довольно забавна. Где-то лет сто назад одна из нью-йоркских газет ввела на первую страницу нового персонажа – ребенка в желтой рубашке, который потешал читателей забавными историями и анекдотами. Другая газета не замедлила «перенять» опыт первой, из-за чего между изданиями разгорелся довольно грязный скандал. Редактор американского журнала «Нью-Йорк пресс», освещая эти дрязги, и употребил впервые выражение «желтая пресса».

Как самый яркий из цветов, желтый широко используется как опознавательный знак («желтая майка лидера» или желтая карточка футбольного судьи в спорте, предупреждающие надписи, полосатые желто-черные столбы).

Броским, жизнерадостным и кокетливым желтым цветом в одежде не стоит злоупотреблять. В большом количестве он становится назойливым, и способен раздражать так же, как зачастую раздражает непрерывно радующийся человек. Недаром древние греки приписывали холерический темперамент переизбытку в организме желтой желчи. Также считалось, что именно этот цвет способен стимулировать эпилептические припадки, поэтому его часто связывали с безумием, а сумашедшие дома называли «желтыми».

На этом наш рассказ о желтом цвете, подобно солнечным лучам, плавно переходит в зелень растительного хлорофилла.

Автор — Сергей Курий

Источник