Ассоциативная соционика

Ассоциативная соционика

Ассоциативная соционика

Ассоциативная соционика: информационно-энергетическая модель  (ИЭМ) «Бабочка»

Автором предложена  ассоциативная соционическая модель на базе модели типа информационного метаболизма и психоаналитической концепции личности, где  блоки, функции и цвета чакр рассмотрены в диалектическом единстве проявления психической энергии.  В человеке гармонично сочетается  ум и сердце, духовное и физическое. Классическая соционика изучает информационный метаболизм человека, не рассматривая глубинные энергетические процессы, без которых  информационные процессы не могут быть осмыслены и объяснены в полном объеме. Модель Бабочка призвана частично восполнить этот пробел и показать органичную связь энрегетического и информационного начал в человеке с перспективы соционики, психологии, философии и эзотерики.

Ключевые слова: ассоциация, соционика, тип психической энергии, блоки, чакры, диалектика, динамическая оппозиция, формы сознания.

Трепетное порхание бабочек — это не беспорядочное, неуправляемое блуждание в воздухе, а результат совокупности множества аэродинамических механизмов…Если инженерам когда-нибудь удастся понять, как работают эти механизмы, то произойдет революция в аэронавтике».(1)

Ассоциация, в психологии — связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.); основное понятие ассоциативной психологии… Термин введен Дж. Локком (1698)”  (2).

Введение.

Информационно-энергетическая модель Бабочка (ИЭМ Б) отражает динамику психической энергии или душевную динамику:  проявленные и непроявленные движения человеческой души, которые сопровождают информациионный метаболизм и выражаются в общей энергетике организма, в темпераменте, смене настроений, в субъективных предпочтениях и психических состояниях. Под термином «психическая энэргия» имеется ввиду « особого вида реальность Мироздания…Та самая энергия, о которой в один голос твердили врачеватели всех времен и народов, которой они сознательно пользовались, помогая своим пациентам, которую до сих пор не признают академики и профессора лишь потому, что психическую энергию трудно «пощупать» прибором, если не можешь сам воспринять ее. Можно лишь самому развить в себе способность к восприятию и генерации ее, и только в личном опыте убедиться в существовании этой реальности“ (3). В научных кругах для объяснения ряда парапсихических феноменов человеческой психики используется термин психоэнергии в качестве  «информационно-энергетического поля живого организма» (3). Можно сказать, что в науке под психической энергией подразумевается  некая взаимосвязь информационного и энергетического начал в психике человека. И это не случайно.  В эзотерике энергия тоже рассматривается в органичной связи с информацией. Так, например, «учение Живой Этики утверждает, что человеческий организм в соответствии со своим физиологическим и психическим состоянием способен излучать вовне и воспринимать из окружения особого рода информационно-энергетические потоки, несущие информацию и передающие силовые воздействия другому человеку или окружающим предметам“ (3).

С перспективы соционики каждый человек обладает одним из шестнадцати типов информационного метаболизма. Если рассматривать информацию и энергию как нечто взаимосвязное и цельное, то можно предположить, что человек также является носителем и выразителем психической энергии определенного типа. Определение типа психической энергии (ТПЭ) с помощью модели дает возможность заглянуть в организацию субъективного мира человека и обнаружить органичную связь внутреннего мира с окружающим его объективным миром. Несмотря на то, что человек является одновременно  носителем всех типов психической энергии, преобладание того или иного ТПЭ характеризуется стабильностью и находит свое выражение в жизнедеятельности человека, в его субъективных предпочтениях и творчестве. Так, например, для носителей разных ТПЭ предпочтительна различная цветовая гамма и своя музыка, вызывающая комфортный резонанс в душе. Модель Бабочка позволяет определить принадлежность человека к тому или иному психологическому типу на основе его/ее субъективных предпочтений. С другой стороны, зная психологический тип человека, который можно установить в раннем возрасте, появляется возможность создать все необходимые условия для развития гармоничной, творческой личности на базе балансирования психических энергий в психике человека. Таким образом, мы делаем акцент на том, что в мире наших субъективных интересов, влечений и пристрастей, есть своего рода закономерность или предопределенность, объяснить которую нам помогает психологическое моделирование и знание соционики.

Соционика – сравнительно молодая наука, изучающая особенности информационного метаболизма 16 психологических типов, которые все вместе образуют группу, называемую «соционом».  Основоположницей соционики является литовский педагог и экономист по побразованию  Аушра Аугустивенчуте (8). Ей долгие годы хотелось понять, откуда произрастают проблемы во взаимоотношениях между людьми. Используя труды известных психологов и психотерапевтов, среди которых были работы по исследовнию психики К. Юнга и А. Кемпинского, Аугустивечуте построила модель психики для каждого из 16 типов. На основании модели информационного метаболизма, которая носит в соционике название модели «А», исследовательнице удалось удивительно точно описать психологические особенности всех типов личности и объяснить характер наиболее вероятных взаимоотношений между ними. В зависимости от того, каким образом люди получают и усваивают информацию, складываются зачастую их личные и профессиональные отношения.  Знание типа информационного метаболизма (ТИМа) помогает человеку не только в налаживании личных взаимоотношений, но и во многих других сферах его жизнедеятельности, где речь идет  о личностном росте. Профессиональная ориентация является одной из наиболее востребованных областей соционического констультирования. Соционика помогает лучше понять себя, выявить свои сильные и слабые стороны и  в соответствии с природными задатками, выбрать наиболее подходящий для человека вид деятельности. Сегодня знания соционики широко используются для решения производственных задач, в подборе  кадров, налаживании отношений в коллективе. Растет интерес к применению соционики и  в педагогике. Знание типов личности учеников способствует более диференцированному подходу в обучении, повышает успеваемость и улучшает атмосферу общения в классах. В настоящее время в соционике развивается новое энергетическое направление, которое рассматривает информационный метаболизм в диалектическом  единстве  с энэргетическими процессами, происходящими в психике человека.

Возвращаясь к разговору о модели Бабочка, рассмотрим более детально вопрос о  типах психической энергии (ТПЭ). «Бабочка» моделирует динамическую струкутру психики на основе балансирования между качественно разными видами  психической энергии, которые ассоциируются с четырьмя компонентами структуры личности: с блоками  Эго, Ид, Суперэго, Суперид. Для того чтобы понять, что скрывается под названиями блоков обратимся к теориям личности З. Фрейда и К. Юнга.  Рассмотрим сначала блоки Эго, Ид, и Суперэго, которые являются компонентами структуры личности в теории З. Фрейда

Ид представляет собой  инстинктивную часть личности, которая отвечает за удовлетворение физических потребностей тела, таких как насыщение организма пищей, потребность в тепле и удовлетворение сексуальных желаний. Ид руководствуется принципом наслаждения и его единственная цель — снять напряжение, возникающее от желания и достичь его незамедлительного удовлетворения.  В этой части личности царит хаос страстей: нет логического мышления или осознания временного потока. Импульсы высвобождают огромные энергетические ресурсы, которые снабжают энергией всю структуру личности. Фрейд сравнивал Ид с избалованным эгоистичным ребенком, требующим удовлетворения своих желаний “здесь и сейчас”. (4)

Эго порождается энергией Ида, которая медленно трансформируется под влиянием внешнего мира посредством осознания  окружающей действительности. Эго позволяет человеку отличать желаемое от возможного, субъективное от объективного и руководствется принципом реальности. Эта часть личности   заботится не о нравственности поступка, а о его последствиях для самого человека. Принимая во внимание возможные реакции других людей на те или иные поступки, Эго ищет наиболее подходящий момент для удовлетворения потребностей Ида. Поэтому Эго сравнивают с рациональным уководилем, который планирует и принимает решение в отношение тех или иных поступков.(5)

Суперэго отвечает за моральное развитие личности и состоит из двух частей:

1. Совесть, наказывающая Эго за плохое поведение в виде ощущения вины;

2.  Эго-идеал, обещающее награды за хорошее поведение в виде чувства гордости и высокой самооценки.  При развитии Суперэго особая роль отводится родителем в привитии нравственных норм поведения и формировании культурных ценностей.

Фрейд считал, что внутренний конфликт есть неизбежная участь любой личности, потому что Эго призвано удовлетворять противоречивые потребности Ида и Суперэго. Психоаналитическую теорию иначе называют теорией инстинктов, потому что развитие личности сопряжено с развитием в первую очередь сексуального инстинкта (либидо).  Для Фрейда детство являлось критическим возрастом, потому что в это время закладывается психологический профиль человека. Личный опыт переживаний, связанных с развитием сексуального инстинкта подавляется и выталкивается из сознания индивида, образуя индивидуальное бессознательное (ИБ).

Юнг, напротив, не придавал критического значения развитию сексуального инстинкта в детском возрасте, считая, что наследственность во многом определяет как индивидуум будет реагировать на жизненные ситуации и какой жизненный опыт будет формировать личность индивидуума. Юнг придавал особое значение опыту предыдущих поколений, бессознательно передаваемому в виде внутреннего потенциала, шаблонов поведения, в виде врожденных психических структур — архетипов. Архетипы составляют содержание коллективного бессознательного (КБ) и выражаются «в образах и мотивах, которые лежат в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок“.(6)  К инстинктивным шаблонам поведения передаваемым из поколения в поколение можно отнести, например, страх темноты, пауков и змей. Нам гораздо легче развить те страхи и фобии, которыми обладали наши предки. Бессознательные страхи, которым мы подчас не можем найти объяснение,  берут начало в негативном опыте наших предшественников и являются органичной частью нашей наследственности (5).

Коллективное бессознательное содержит четыре основных архетипа: персона, анима/анимус, тень и самость. Смысловое содержание архетипа «Тень»  во многом определяет характеритстику блока Суперид в модели Б.

«Тень» представляет собой источник креативности и одновременно с этим содержит в себе стремление к разрушению. Эта психическая структура наследуется от тех времен существования человечества, когда все заботы сводились к инстинктам выживания и продолжения рода. Ее называют «темной частью» личности, поскольку она содержит в себе потенциал разрушения. Так же как и Ид, этот компонент структуры личности аморален — не различает добро и зло и  действует на основе инстинктов животных, которые способны как к самопожертвованию ради своего потомства, так и к жестокому убиению себе подобных. Невинность такого поведения животных заключается в том, что они действуют на основе инстинктов, а не по собственному выбору (7).

Из описания блоков очевидно, что блоки Эго и Суперэго являются рациональными; блоки Ид и Суперид — ирациональными. Деление блоков по дихотомии рациональность- ирациональность и ментальность — витальность в данной теории совпадает с делением блоков по модели А. (8).

Названия и значения блоков психической энергии в модели Б заимствуется из психоналитических теорий личности З.Фрейда, К.Юнга и соционической модели Аугустивенчуте А. Помимо названий заимствуется также концепция З.Фрейда о динамических отношениях между компонентами структуры личности.  Согласно теории Фрейда, конфликт в структуре личности неизбежен, поскольку Ид и Суперэго склоняют Эго к противоречивым решениям. Если давление на Эго оказывает внешняя ситуация (например, угроза жизни), то человек испытывает «внешний» конфликт. Если давление оказывается со стороны Ида, то может возникнуть невротический конфликт. В случае давления со стороны Суперэго человек испытывает моральный конфликт. Эго является одновременно управляющим центром  и судьей, который оценивает конфликтующие интересы Ида и Суперэго, а также возможности реальной ситуации и принимает решение. На Эго ложится ответственность за сохранение психического баланса и нахождение компромисса в удовлетворении потребностей всех конфликтующих сторон (5).

В отличие от теории Фрейда, данная теория не рассматривает конфликт компонентов структуры личности как неизбежно ведущий к психическим отклонениям. Напротив, конфликт рассматривается как  необходимое условие для развития личности, как движущая сила прогресса. Что по сути не противоречит идеям Фрейда, который рассматривал любое поведение как своего рода компромисс (5). Согласно модели Б в психике здорового человека энергетический и информационный компромисс достигается путем балансирования между  противоположными по значению блоками психической энэргии  ИЭМ.

Структура модели и теория цвета

Исходя из того, что в человеке органично сочетаются ум и сердце, душа и тело, автор позволил себе объединить по значению блоки ПЭ с соционическими функциями , а те в свою очередь с цветом радуги или чакр (9). В результате чего шестнадцать ТИМов разделились по типам ПЭ на четыре группы:

1.Эготипы — рациональные экстраверты. Экстравертные функции:  ЧЭ (красный) и ЧЛ (оранжевый).

2. Идтипы — ирациональные экстраверты. Экстравертные функции: ЧС (желтый) и    ЧИ (зеленый).

3. Суперидтипы — ирациональные интроверты. Интровертные функции: БИ (голубой) и БС (синий) .

4. Суперэготипы — рациональные интроверты. Интровертные функции: БЛ (фиолетовый) и БЭ (сереневый/розовый).

Ассоциативная соционика

Рис. 1. Распределение типов личности по цветовым группам.

Ассоциация блоков или отдельных аспектов с цветами не является сама по себе новшеством для соционики. В. Гуленко (1996) в статье  « Выразительные возможности психических состояний. Человек и мир языком универсалий” указал на  сходство  по значению между психическими соcтояниями, соответсвующими четырем  цветовым типам поведения в типологии Люшера с коммуникативными аспектами своей теории (10):

1.«красный» тип (возбуждение, движение, активность) — состояние F,

2. «жёлтый» тип (свобода, изменение, раскрытие, расцвет) — состояние E,

3. «зелёный» тип (твёрдость, инертность, самоуправление) — состояние L,

4. «синий» тип (покой, расслабление, довольство) — состояние T.

 

Цветовая ассоциация, предложенная в модели Б, соединяет по значению восемь соционических функций  с определенным цветом. В отличие от теории Люшера (11 ),  цвета указывают не на текущий психологический профиль, а  на  субъективные предпочтения, которые имеют отношение к устойчивым глубинным состояниям психики и соотносятся с соционическими дихотомиями. Теплая цветовая гамма, обладающая мощной энергетикой эстраверсии (красный, оранжевый — Эго; желтый и зеленый — Ид),  противопоставляется холодной цветовой гамме интроверсии с более слабой энергетикой (розовый/сереневый, фиолетовый, белый — Суперэго и голубой, синий, черный — Суперид).

 

«Рациональная» цветовая гамма блоков Эго и Суперэго противопоставляется «ирациональной»  цветовой гамме блоков Ид и Суперид по наличию или  отсутствию оттенков красного цвета.  Красный цвет ассоциируется с силой эмоций (ЧЭ), где эмоции рассматриваются как один из инструментов управления социумом.   «Статическая» цветовая гамма блоков Ид (желтый, зеленый) и Суперэго (белый, розовый фиолетовый) не обладает резким цветовым контрастом по отношению друг к другу. Отсутсвие резкого противоречия в цветовых сочетаниях  вносит элемент стабильности и характеризует психическое состояние как статичное. Напротив, контрастное сочетание теплого и холодного цветов таких как, например, красного и синего указывает на резкие смены психических состояний и указывает на преобладание динамического элемента в структуре личности: Эго (красный/малиновый, оранжевый) и Суперид (голубой, синий, черный).

Особое значение в теории цвета придается ассоциации функций с  энергетической системой чакр, где цвета чакр созвучны  цветам радуги.  Под чакрой имеется ввиду вихрь тонких энергий с разными вибрациями. В человеческом организме таких чакр множество, семь из которых образуют энергетические центры Сахасрара (фиолетовый), Аджна (синий), Вишудха (голубой), Анахата (зеленый/розовый), Манипура (желтый), Свадхистхана (оранжевый) и Муладхара (красный).  Эти чакры являются наиболее важными для функционирования организма. Посредством своих вихрей основные чакры втягивают тонкие энергии из окружающей среды и продуцируют все необходимые нашему существу тонкие энергии подобно тому как наш организм выбирает из солнечного света и поглощает те цвета спектра, которые ему необходимы для правильного функционирования. Свет — это лучитсая энергия, распространяющаяся в виде волн. Цвета имеют разнообразную длину волн: фиолетовый цвет имеет длину волны от 4000 до 4500, синий от 4500 до 4700 и т.д. (12).  Если провести аналогию с информационным метаболизмом в соционике, то можно сказать, что энэргетическая система чакр представляет собой метаболизм тонких энэргий, в котором особая роль отводится сердечной чакре Анахате. Анахата расположена прямо посередине между тремя низшими и тремя высшими центрами. Работу сердечной чакры можно сопоставить с работой блока Эго в модели А, поскольку именно этот блок несет ответсвенность за нахождение компромисса и сохранение баланса психической структуры:

“Сердечная чакра — это место, где встречаются персональный и коллективный аспекты вашего внутреннего «я»… Три низшие чакры (Манипура, Свадхистхана и Муладхара ) оперируют с личной энергией, отделяют вас от других. Три высшие чакры (Сахасрара, Аджна, Вишудха) — это коллективные аспекты «я», усиливающие связь с вселенской энергией. Пробудив сердце, вы сможете связать жизнь личную и жизнь духовную. Вы станете единым целым. Сердце — связующая нить между эго и духом. Вы сможете ощутить жизненную силу низших, физических чакр одновременно с благодатью и вдохновением высших. Целостная сердечная чакра уравновешена как горизонтально, так и вертикально. Это настоящий центр вашего «я», место, где живет ваша душа“ (13).

Ассоциативная соционика

Рис. 2. Цветовая гамма ассоциативной модели.

Попытки интеграции эзотерического знания в теорию соционики уже делались и тому примером служит статья А. Воронова об энергетической структуре типов личности в соционике. Эмпирической базой исследователю послужили собственные наблюдения за физиогномикой и физическими данными носителей разных ТИМов. В результате была описана система распределения 16-ти ТИМов по мередианам, где “типы личности являются не проявлением той или иной чакры, а являются проекциями чакр на передний серединный и задний серединный меридианы“. (14)

В отличие от концепции Воронова А. связь соционических типов с энергетической системой чакр в модели Б является опосредованной и не предполагает жесткой ассоциации типов с той или иной чакрой. Гипотетически можно  сооотнести интровертные типы с верхними и экстравертные типы с нижними чакрами. Например, в модели А блоки Суперэго и Суперид  называются управляющими и используются для принятия решений. В то время как  блоки Эго и Ид исполняющие, то есть служат для исполнения принятого решения по блокам Суперэго и Суперид (15). В модели Б, блоки Эго и Ид ассоциируются с экстраверсией, блоки Суперэго и Суперид с интроверсией. Поэтому говоря об экстравертированных типах, которые, как правило, предпочитают яркие цвета, можно предположить психологическую ориентацию на работу нижних чакр и наоборот у интровертированных типов. Однако, как покаывает практика типрования, бывают случаи, когда экстраверт выбирает интровертные цвета в качестве компенсации и наоборот. Поэтому ассоциативный тест оценивает субъективный мир человека одновременно по нескольким, связанным по смыслу, критериям, чтобы выявить некие объективные закономерности субъективных предпочтений.

Не исключено, что в будущем функционирование типа может быть описано с перспективы работы энергетических чакр. Однако автор не располагает знанием эзотерики в достаточной степени, чтобы определять глубинный характер такой взаимосвязи. Важно помнить и то, что субъективные предпочтения людей в отношении цветовой гаммы не исчерпываются набором цветов энергетических чакр. Поэтому на данный момент развития ассоциативной теории следует говорить лишь о тенденции или предрасположенности психики к предпочтению тех или иных цветов и их сочетаний, которые можно перевести на язык соционики при помощи ИЭМ  Бабочка. Методика диагностирования посредством субъективных ассоциаций нуждается в дальнейшей разработке и подтверждении статистистическими данными.

Соционические функции и психологические значения цветов

В. Драгунский (1999) в книге «Цветовой личностный тест» пишет следующее:  «До сих пор не разрешена загадка цвета- почему и как именно влияет он на настроение и поведение человека. Что позволило Василию Кандинскому назвать живопись «цветовым инструментом» состояния души?»

В соционической теории цвета каждому блоку модели и каждой соционической функции соотвествует определенная психическая энергия, которая ассоциируется с определенным цветом. В состав каждого блока модели входят 2 цвета из системы чакр и, сливаясь, образуют особый тип ПЭ, который характеризует один из четырех блоков модели.

Блоку Эго соотвествует красный и оранжевый цвета как символ целенаправленного проявления воли. В модели А в блок Эго входят самые сильные функции индивида. Т. Якубовская (2003) в своей книге «Соционика: как разобраться в себе и других«  так характеризовала работу блока Эго: «По этому блоку человек решает задачи, которые считает для себя самыми важными. действовать по этому блоку легко, поэтому реализуя себя по блоку Эго, человек испытывает удовольствие». (16)  Красный цвет является цветом функции этики эмоций. Символ: огонь.  Согласно Е. Филатовой функция этики эмоций отвечает за открытое эмоциональное воздействие, непосредственную эмоциональную реакцию (17).

Красный цвет — один из основных цветов наряду с желтым и синим, которые не могут быть сведены ни к каким другим. Значение этого цвета в системе чакр ассоциируется с гневом, чувственностью и работой самой нижней чакры Муладхары, которая находится у окончания позвоночника. Действие этой чакры направлено на обеспечение  выживания индивида. Первая чакра выступает в качестве источника существования, связывает наше тело с Землей и с материальным миром. В переводе с санскрита название этой чакры означает «поддержка». Чакра обеспечивает жизнестойкость человека и наполняет его энергией. На эмоциональном уровне она формирует храбрость и упорство, на чувственном — отвечает за обоняние и оказывает существенное влияние на зубы, кости и ногти. Недостаток энергетического потенциала Муладхары делает человека нервозным и лишает его чувства уверенности в собственных силах. В такие периоды в чакре накапливается чувство страха. “Это часть нашего существа боится Божественного единения и действует по законам джунглей: «Никому не доверяй!»“ (9). Излишняя стимуляция чакры провоцирует высокомерие, эгоцентризм, жадность и похотливость. (18)

Наряду с функцией этики эмоций к блоку Эго в модели относится также функция деловой логики (ЧЛ). Название этой функции подразумевает рациональность поступков, деловую выгоду, использование методик и технологий для достижения высокой эффективность труда. В модели эта функция ассоциируется с оранжевым цветом и чакрой Свадхистханой, которая находится у основания половых органов. Свадхистана является символом сексуального наслаждения и воспроизводства. Символ: апельсин (или морковь).

Расположенная на уровне крестца, эта чакра соотносится с элементом воды и связана с «текучими» функциями организма. Она представляет сексуальность, творческую активность и эмоциональное равновесие.  В переводе с санскрита «свадхистхана» означает «обитель жизненной силы». Чакра внушает человеку оптимизм и определяет чувство вкуса. Как правило, общительные люди имеют хорошо сбалансированную крестцовую чакру. В случае энергетического дисбаланса в этой области могут возникать такие заболевания, как, например, артрит. Недугу часто предшествуют внешние проявления недостаточной энергетической насыщенности свадхистханы: раздражительность, уныние, обидчивость. Излишняя стимуляция чакры приводит к проявлениям агрессивности, деспотизма и самодурства (18).

Блок Суперид является противоположностью блока Эго. В соционике этот блок определяют как самый слабый или «детский»:  по этому блоку человек предъявляет свои требования обществу и пытается решить свои проблемы с помощью других. Критика по этому блоку воспринимается легко. В модели блоку Суперид соотвествует голубой и синий цвета. Синий цвет является цветом функции сенсорики ощущений (БС).  Функция сенсорики ощущений соотносится с ощущением внешнего и внутреннего комфорта, с  гармонией пространственных форм, с физическим удобством и самочувствием. Символ: луна.

В системе чакр синий цвет ассоциируется с мудростью чакры Аджны, которая позволяет человеку развить «шестое» чувство и услышать свой внутренний голос.

Аджна располагается между бровями и называется в народе «третий глаз». В переводе с санскрита «аджна» означает «приказ». Аджна управляет динамическим умом, волей, ментальными образами. Раскрытие чакры способствует ясновидению и яснослышанию. Эта чакра связана со стремлением человека к трансцендентальности.  “Стремление понять магию и смысл жизни, приводит нас к желанию ощутить трансцендентальную реальность, скрытую за реальностью повседневной. Воображение — двигатель трансцендентальности. Высшая цель шестой чакры — вдохновение и благодать. Мы можем проявлять это вдохновение через творческую деятельность, например через художественное самовыражение. Но если человек пойдет к низшей ее цели, то уйдет в эскапизм, который означает стремление личности уйти от реальной действительности в мир иллюзий. Оба пути уводят нас от реальности и приводят к слиянию с ее высшей формой“. (9).

К блоку Суперид относится также функция интуиции времени (БИ), действие которой проявляется в  способности улавливать динамику развития событий во времени, в предчувствии и поэтической фантазии. В модели эта функция ассоциируется с голубым цветом . В системе чакр голубой цвет соотносится с Вишудхой, располагающейстя на уровне горла и олицетворяющей творческое самовыражение. «Вишудха» переводится с санскрита как «чистый». Этот энергетический центр является своего рода проводником мыслей и идей от верхней чакры к четырем нижним. Самовыражение происходит не только на уровне коммуникации и не ограничивается звуком. Писательство, рисование, танец, музыка, размышление и другие бесчисленные формы творческого выражения становятся доступными благодаря пятой чакре. Сбалансированная чакра успокаивает ум, развивает чувство времени и укрепляет веру. Избыточная стимуляция чакры делает человека самонадеянным, надменным, догматичным, и властным. Недостаточная стимуляция чакры делает человека слабым, лживым и ненадежным. (18)

Блок Ид ассоциируется с желтым цветом, который также является цветом функции волевой сенсорики (ЧС).  Согласно модели А по бессознательному сильному блоку Ид человек действует автоматически без лишних размышлений и объяснений. Этот блок отвечает за удовлетворение потребностей без необходимости прибегать к чьей либо помощи.  Действие функции волевой сенсорики выражается в призыве к активному действию, в напористости и распространению в пространстве (17). Символы: солнце, светящийся нимб. Характеристика этой функции как нельзя лучше соответсвует значению чакры Манипуры, которая располагается на уровне солнечного сплетения и олицетворяет собой силу воли. Чакра Манипура ассоциируется с  движением и изменениями, которые направлены на трансформацию личности и развитие воли, которая не имеет ничего общего с агрессией и контролем. Манипура способствует самореализации своей индивидуальности в гармоничной связи с окружающим миром. Третья чакра — источник уверенности в себе, осознания собственной силы, способности отстраниться от влияния внешнего мира и одновременно самому оказывать влияние на этот мир. Именно этот центр отвечает за формирование ваших принципов, этических установлений и убеждений, за которые вы готовы постоять и в итоге освобождает вашу волю — предоставляя вам свободу выбора: действовать или бездействовать. Третья чакра формирует в человеке своеобразный кодекс чести (9).

К блоку Ид также относится функция интуиции возможностей (ЧИ), которая в соционике ассоциируетсмя с находчивостью, умением оценить потенциальные возможности объекта и найти неординарный выход из какой-либо затруднительной ситуации. Символ: дерево жизни. Интуиция возможностей соотносится с сердечной чакрой Анахатой, которая располагается в области сердца и олицетворяет собой гармонию души и тела. Ее работа способствует развитию  сбалансированной личности, в которой гармонично сочетается духовное и физическое начало. Эта чакра учит всеобъемлющей любви и оптимизму. Развивая Анахату человек ощущает гармонию в себе и в отношениях с другими людьми (9).

Блок Суперэго ассоциируется с розовым/сиреневым и фиолетовым цветами. Розовый цвет  также является цветом функции этики отношений (БЭ). Суперэго блок связан с совестью человека и системой нравственных норм, принятых в обществе. Работать по блоку Суперэго нелегко, но и бездействовать невозможно.  Сферу влияния функции этики отношений составляют отношения между людьми, вопросы долга и морали, уважение к традициям и их соблюдение (17).  Символ: сердце. Розовый цвет в системе чакр относится к сердечной чакре наряду с зеленым цветом.

К блоку Суперэго также относится функция логики отношений (БЛ), которая в модели соотносится с фиолетовым цветом. Действие функции проявляется в склонности к абстрактно-логическому образу мышления, к умозрительным структурам и научным теориям. В системе чакр эта функция соотносится с чакрой Сахасрарой, которая располагается на верхней точке головы и олицетворяет собой духовность. “Седьмая чакра, чакра венца представляет собой чистую, незамутненную космическую энергию. Желание ощутить Бога в том виде, который ближе всего Вам на данный момент, — доминирующее стремление седьмой чакры. Если возникает необходимость, то вы должны полностью отдаться на волю Божественного промысла. На этом уровне мы уже не удовлетворяемся знанием духовной жизни, а стремимся слиться с Богом и жить в дальнейшем под его руководством…У каждого из нас есть цель — Божественное намерение, подарившее нам эту инкарнацию. Каждая из высших чакр обладает собственной целью, но седьмая чакра пробуждает нас к осознанию всеобъемлющей цели нашей души в этом воплощении. Когда вы достигли полной перспективы седьмой чакры, вы более не сомневаетесь в своей цели, а такое знание подразумевает ответственность. Принять ее или отвергнуть — вот в чем ваш выбор. Если вы отвергнете осознание собственной цели, то снова вернетесь к низшим чакрам. Если же вы примете его, то приникнете к неисчерпаемому источнику энергии. Бог предоставит вам всю энергию и создаст все необходимые условия для того, чтобы удовлетворить цель вашей души” (9).

В модели Б блоки Эго и Ид являются «физическими, материализованными» или экстравертными блоками, с которыми соотносятся яркие, насыщенные цвета. Блоки Суперэго и Суперид являются «духовными, высшими» или интровертными блоками и соотносятся со светлыми и темными оттенками цветов. Белый цвет и все пастельные тона принадлежат блоку Суперэго. Черный и все темные цвета — блоку Суперид. Предпочтение яркой цветовой гаммы указывает на преобладание экстраверсии в психической структуре человека и напротив, предпочтение  темным или светлым тонам свидетельствует о преобладании интроверсии. Сочетание белого и черного цветов помимо указания на интроверсию может также указывать на доминирование функции логики над функцией этики.

Модель Бабочка как и любая другая модель отражает лишь общую тенденцию, выделяя существенные и опуская несущенственные свойства моделируемого явления. Связь функций с цветами чакр не является канонической и исключительно по этой ассоциации невозможно одназначно и безошибочно установить тип информационного метаболизма. Целью модели является в первую очередь определение душевной динамики индивида и его принадлежности к типу психической энергии: Эго, Суперэго, Ид, Суперид. Душевная динамика в свою очередь устанавливает тип и подтип по преобладанию той или иной ПЭ. Одновременно с этим определяется наиболее слабо выраженный тип ПЭ. Душевная динамика в структуре личности человека определяется по нескольким критериям, где цветовое предпочтение играет важную, но не основную роль. Набор критериев достаточно широк, поскольку психическая энергия выражается в психических состояниях, музыкальных предпочтениях, интересах человека, его наклонностях, профессиональной деятельности, темпераменте, типе мышления, стиле речи и т.п.

Психическая энергия имеет огромный потенциал проявлений на сознательном и подсознательном уровне.  В отличие от других направлений в соционике, изучающих наряду с типом информационного метаболизма поведение человека (например, система DCNH Гуленко В.В; модель подтипов Довгань А.Г.) (19, 20); ассоциативное направление переносит фокус на изучение субъективных предпочтений как проявление бессознательных, глубинных процессов психики. Говоря об индивидуальных склонностях людей, на уровне которых проявляет себя психическая энергия, мы подразумеваем спектр всевозможных проявлений,  очевидных и неочевидных, оказывающих влияние на психическое состояние человека, таких как  цвет, музыка, запахи, вкус, климат, время суток,  сезонные изменения и т.п. Таким образом, модель закладывает основы для дальнейшего, комплексного изучения структуры человеческой психики, где объективный и субъективный аспекты личности не исключают, а напротив,  гармонично дополняют друг друга.

Определение ТПЭ

На основе теории цвета был создан тест по индивидуальным предпочтениям, где ведущий ТПЭ соотносится с глубинным типом, а компенсирующий ТПЭ с подтипом.

Тип психической энэргии по модели определяется на основе наблюдения за человеком и при помощи анкеты, вопросы которой соотносятся с разными типами ПЭ. Поскольку в человеке присутсвуют все типы ПЭ в разной пропорции, то прежде всего выделяются две наиболее ярко выраженные энэргии наподобе того, как две сильные функции образуют блок Эго в модели А. Два наиболее ярко выраженные ТПЭ образуют динамичекскую оппозицию. В динамической оппозиции один из типов ПЭ выступает ведущим или доминирующим, а другой компенсирующим.  На существование  доминируюшего и компенсирующего подтипов указывал Юнг в введении к работе «Психологические типы»: «Определить, к какому типу принадлежит человек оказывается делом весьма трудным…каждому выраженному типу свойственна особая тенденция к компенсации односторонности своего типа, — тенденция биологически целесообразная, ибо она вызвана стремлением поддержать психическое равновесие». (20)  Модель Б рассматривает  динамику психических энэргий  как основание для определения типов и подтипов и определяет наличие шести динамических оппозиций в психической структуре личности:

1. Экстравертная оппозиция: Эго — Ид и Ид — Эго

У человека с такой оппозицией как правило ярко выражена потребность к общению и взаимодействию с окружающим миром. В зависимости от того, какой ТПЭ является ведущим, человек ищет компромис между желанием рационально  управлять и конролировать свои и чужие поступки  с ирациональной потребностью независимости и свободы действий  в согласии со своими импульсивными желаниями.

2. Интровертная оппозиция:  Суперэго-Суперид и Суперид-Суперэго.

Человека с данной оппозицией склонен к уединению, предпочитает узкий круг знакомых для общения и привычную обстановку. В зависимости от того, какой ТПЭ является ведущим, человек балансирует свое душевное состояние  между потребностью думать и заботиться о себе  с необходимостью нести ответсвенность за других людей и уделять им достаточно времени и внимания.

3. Рациональная оппозиция: Эго — Суперэго и Суперэго — Эго. Эта оппозиция указывает на преобладание рациональности в поведении человека, в образе его мыслей. В зависимости от того, какой ТПЭ является ведущим, человек ищет компромис между потребностью контролировать окружающих и навязывать им свою волю с необходимостью подчинять свои интересы и потребности мнению и интересам других людей.

4. Иррациональная оппозиция: Ид- Суперид и Суперид- Ид.

Человек с данной оппозицией не имеет ярко выраженной потребности жестко контролировать окружение или зависеть от мнения большинства. Такой человек прежде всего ценит свою личную свободу и признает право за другими  на свободное самоопределение и самовыражение. В зависимости от того, какой ТПЭ является ведущим желание наслаждаться и  радоваться жизни здесь и сейчас, балансируется с потребностью в самосохранении и защите своего внутреннего мира от навязчивых внешних влияний.

5. Статическая оппозиция: Суперэго — Ид и Ид — Суперэго.

Эта оппозиция характеризует человека как статика. Такой человек уравновешан по дихотомиям рациональность- ирациональность и интроверсия-экстраверсия. Но в его структуре личности не достаточно выражен элемент динамики, что связано прежде всего с устойчивостью интересов, стабильностью настроения и привычек. В зависимости от того, какой ТПЭ является ведущим человек ищет компромисс между удовлетворением своих личных потребностей с выполнением общественного долга и моральной отвественностью за других людей.

6. Динамическая оппозиция: Эго — Суперид и Суперид — Эго.

У человека с такой оппозицией в структуре личности ярко выражен элемент динамики, что связано с подвижностью нервных процессов, переменчивостью настроения и эмоционального состояния. Такой человек уравновешан по дихотомиям рациональность- ирациональность и интроверсия-экстраверсия. Балансирование идет за счет подвижности и адаптивности психики к разным психическим состояния. В зависимости от того, какой ТПЭ является ведущим, человек ищет компромисс между потребностью навязывать во вне свою волю с умением подчиняться обстоятельствам, чтобы сохранить себя от разрушительного действия внешних влияний в ситуациях кризиса.

Среди душевных оппозиций основными считаются статическая и динамическая как наиболее полно характеризующие  психическую динамику.  Данные оппозиции  определяют балансирование по трем базовым дихотомиям:

рациональность — ирациональность, экстраверсия- интроверсия и статика-динамика. Балансирование по всем трем дихотомиям является наиболее адекватным и комфортным для человека, шаг за шагом приближая его к цели психического  развития  —  к гармонии.  На это указывает состав функций ментального блока по модели А, если рассматривать его относительно ИЭМ Бабочка. Так, у динамических типов в ментал входят функции, которые соотносятся с функциями блоков динамики: Эго и Суперид. У статических типов в ментале располагаются функции блоков статики Суперэго и Ид.

Особая роль в модели принадлежит динамической оппозиции, за счет которой происходит резкий, мощный сдвиг в восстановлении энергетического дисбаланса. В основе развития души  лежит конфликт, различие или оппозиция. Оппозиция блоков Эго и Суперид представляет собой борьбу двух сил движущихся навстречу друг другу. Воля человека как рационального существа противостоит воле иррациональной силы природы, сотворившей его, что может также соотносится со сложившимися обстоятельствами.  Эго-типы, обладающие силой двух экстравертных функций этики эмоций и деловой логики как никто другой способны претворять свою волю в жизнь, активно изменяя окружающую их действительность. Энергия блока Эго необходима в кризисных ситуация для принятия разумно обоснованных решений. Энэргия блока Суперид необходима для индивидуального самосохранения и гибкости в адаптации к изменяющимся  условиям. Взаимодополняющее действие этих функций было описано ранее В. Гуленко в законе компенсации состояний (21):

“E → P: эмоциональное возбуждение компенсируется деловым процессом. В момент сильных эмоциональных всплесков человека тянет двигаться, перемещать предметы. Насыщенная эмоциональность оборачивается суетливыми движениями, бесполезной беготнёй.

P → E: напряжённый труд обязательно требует периодических эмоциональных разрядок. Слишком долгое пребывание в трудовом процессе приводит к эмоциональным срывам, ссорам, разгульным застольям. Этот вид компенсации давно введён людьми как чередование рабочих и выходных дней.”

Противостояние и конфликт в отношениях как между функциями так и блоками  пронизывает все уровни психической структуры личности и является неотъемлемой частью процесса ее развития. Что по сути является не новым открытием, а указанием  на  фундаментальные законы диалектики Г. Гегеля, сформулированные Ф. Энгельсом. В частности, второй закон Г. Гегеля постулирует, что основой всякого развития является борьба противоположных сторон. (22) Законы диалектики лежат в основе любого развития от низшей ступени к высшей и  находят отражение в соционической теории как на уровне взаимодействия функций так и на уровне взамодействия малых груп  в соционике.

Ассоциативная соционика

Якубовская Т., сравнила  две  группы социона, передающие информацию в противоположном друг другу направлении и называемые кольцами прогресса, с символикой свастик, предположив, что  «кольца прогресса имеют не только большое социальное значение, но и отражают некий универсальный мировой закон» (16). В модели Б также  используется символика свастик для  описания взаимодействия между четырьмя основными ТПЭ: Эго, Ид, Суперэго и Суперид Эволюционное или созидательное движение (движение по часовой стрелки) исходит из Эго блока, который  использует рациональную волю индивида с целью управлении низшими силами. (23)  Источником инволюционного или корректирующего движения выступает блок  Суперид — блок зависимости и подчинения  воле рока (движение против часовой стрелки). Законы диалектики являются философской базой для объяснения различных динамических процессов и явлений в психической структуре личности, где теория существования подтипов есть одно из таких явлений.

Теория подтипов

Рассматривая модель с энергетической перспективы, можно сказать, что модель Б выступает как обобщающая по отношению к модели А, поскольку блоки и функции рассматриваются отдельно от моделей ТИМов в новой ипостаси на более абстрактном уровне балансирования психических энэргий, что делает возможным выделить новое явление в психической структуре личности — тип психической энэргии (ТПЭ). С другой стороны, модель Б может выступать как подсистема по отношению к модели А, то есть дополнять ее информацией о внутритимных различиях и по сути служить основанием для определения подтипа того или иного ТИМа. Возникает вопрос: каким образом модель Б превращается в систему подтипов и в чем выражается ее связь с моделью ТИМа?

Модель имеет общую сущность с моделью ИМ.  Общность выражается прежде всего в совпадении ведущего ТПЭ с программной и ролевой функциями модели ИМ для каждого из 16 типов.  Модель также позволяет определить компенсирующий подтип на базе выделения душевной оппозиции, которая в свою очередь может быть определена  через взаимосвязь с информационной моделью ТИМа. Это значит, что определив ТИМ человека, типировщик может сделать предположение о его типе и подтипе (и наоборот). Теме развития подтипов и интертипынх способностей будет посвящена отдельная статья. На данный момент  важно подчеркнуть, что модель Б можно рассматривать и как систему подтипов. Например, рациональные экстраверты, являясь носителями энергии блока Эго  (ЧЭ + ЧЛ), в качестве компенсации могут иметь один из трех возможных подтипов в соотношении с тремя типами ПЭ: Суперид (БИ + БС), Ид (ЧИ + ЧС) или Суперэго ( БЛ+ БЭ).

В соционических кругах широко известна теория подтипов (система DCNH) , разработанная в школе гуманитарной соционики под руководством В. Гуленко. (19)

На сегодняшний день установлено, что система определения подтипов по модели Бабочка имеет структурную связь с  системой подтипов В. Гуленко и моделью подтипов А. Довганя. (24)  Теоретические расхождение между теорией подтипов В. Гуленко и данной теорией  заключается в разном понимании роли энергии в психической структуре человека и того, что является объектом изучения: объективное поведение человека или его индивидуальные, субъективные предпочтения. Тем не менее можно предположить, что несмотря на некоторую разницу в концепциях, помимо структурного сходства  имеет место быть сходство по содержанию, что может быть в дальнейшем установлено в ходе дискуссии и при сравнении результатов тестирований. На основании этого предположения автор берет на себя смелость предположить смысловую связь подтипов DCNH с типами психической энергии: Эго — D, Суперэго — N, Суперид — H  и Ид — C.

Типы психической энергии соотносятся по смысловому содержанию также с типологией темпераментов Гиппократа (460–377 гг. до н.э.). (25)

Таким образом, Эготипы соотносятся с доминантным подтипом, линейно-напористым темпераментом и темпераментом холерика. Идтипы соотносятся с креативным подтипом, гибко-разворотливым темпераментом и темпераментом — сангвиника. Суперидтипы соотносятся с гармонизующим подтипом, восприимчиво-адаптивным темпераментом и темпераментом меланхолика. Суперэготипы соотносятся  с нормирующим подтипом, уравновешанно-стабильным темпераментом и темпераментом флегматика. Цепочку ассоциаций ТПЭ с явлениями окружающей нас действительности можно продолжать бесконечно долго. Так, например, в ассоциативном тесте психическую энрегию разных блоков можно связать  по смыслу с временем суток (утро, полдень, вечер, поздний вечер/ ночь), с  сезонами ( зима, лето…), музыкальными предпочтениями ( рок, блюз, джаз…), с описанием квадр и т.д.

Развите личности по модели Б

Согласно модели Бабочка, личность человека проходит через следующие стадии развития:

1. Яйцо бабочки ассоциируется с развитем ребенка в утробе матери и блоком Суперид. Психотипы, чьи программные функции берут начало в этом блоке, будут особенно ценить индивидуальный комфорт и защищенность от внешних влияний.

2. Гусеница ассоциируется с периодом быстрого развития ребенка и блоком Ид.

3. Куколка символизирует переходный период: конец детства и начало подросткого возраста, которое заканчивается переходом во взрослость и подростковым кризисом. Трансформация ребенка во взрослого соответствует блоку Эго.

4. Бабочка ассоциируется с продуктивностью, самореализацией, уверенностью в себе, мудростью и стабильностью зрелого периода жизни и блоком Суперэго.

5. Старость ассоциирутся с замиранием жизненных процессов, немощностью, уходом от активной жизни и ответственности, растущей зависмостью от других и блоком Суперид. Подготовка к загробной жизни.

6. Смерть и день Страшного Суда. Дьявол имеет силу забрать душу в царство Теней.

Можно предположить, что грешная душа заканчивает свое развитие.
Если душа прощена — она продолжает свое развтите и начинается следующий седьмой этап уже в Загробной жизни. Не случайно масульмане имеют священный ритуал обхождения Каабы 7 раз против часовой стрелки. Здание Каабы покрыто черным шелком и напоминает форму символа экстравертной логики (26).

Описание развития личности во временом разрезе предполагает, что изменения будут происходить  как на уровне материальной оболочки (количественные и качественные изменения) так и на уровне сознания. Для этого следует дополнительно рассмотреть различия между разными формами сознания.

Психическая энергия и формы сознания.

По аналогии с соционической теорией модель связывает суждение с рациональностью и сознанием, а восприятие — с иррациональностью и  бессознательным. Согласно модели сознательные функции берут начало или порождаются бессознательными функциями. Можно также предположить, что сознательные функции уходят из сознания в подсознание и заканчивают свой путь в бессознательном как в банке хранения информации, где она трансформируется и по мере необходимости поступает обратно в сознание уже в новом качестве.

Наряду с понятиями коллективного и индивидульного бессознательного предложенными Юнгом (7) вводятся понятия коллективного и индивидуального сознания, которые являются взаимодополняющими формами сознания.

Изменения в сознании можно рассматривать на двух уровнях: настояшего момента и длительного процесса. Механизмы изменения сознания на двух уровнях, вероятно, одни и те же, различие прослеживается в результатах этих процессов. Изменения сознания в определенный момент может не оставить глубокого следа и носить временный характер. Повторяемость процессов с другой стороны может привести к более стабильным переменам в сознании как позитивным так и негативным.

Rоллективное сознание (КС) представлет собой коллективное знание, опыт поколений сохранившийся в книгах, традициях, культуре, законодательстве и т.д. Как известно КС находится в процессе постоянного обновления.

Коллективное  бессознательное (КБ) является наследством от предыдущих поколений, которые оставили след в нашей психике ввиде образов и представлений, которые являются общими для всего человечества (7).

Индивидуальное сознание (ИС) относится к осознанию себя в качестве субъекта, отдельного от объектов окружающего пространства. Что влечет за собой осознание индивидуального потока сознания и восприятие себя как разумного существа, способного отражать окружающую действительность в символах, ментальных и чувственных образах.

Индивидуальное  бессознательное (ИБ) соответствует сохранению индивидуального опыта познания мира в качестве ощущений, вдохновений, открытий, образов, переживаний, которые были забыты,  вытеснены сознанием или не имели достаточной силы достичь сознания и посему остались воспринятыми, но не ососзнанными (7). 

Давайте рассмотрим, как изменяется форма сознания в связи с притоком информации на примере модели Бабочки для логико-интуитивного типа Робеспьер:

БЛ…………I………….ЧЛ

ЧИ……….I….…….БИ

ЧС.……I………БС

БЭ………….I………….ЧЭ

Рис. 3. Модель «Бабочка» для ТИМа ЛИИ (Робеспьер).

На высших уровнях модели располагаются каналы, объединяющие функции разной вертности, которые входят в блоки Эго (БЛ + ЧИ) и Ид (ЧЛ + БИ). Согласно  модели А эти блоки являются наиболее сильными в структуре психики. В модели Б информация поступает на программную функцию с контролирующей (ограничительной) функции из блока Ид.  Оппозиця БЛ — ЧЛ не контактная, соответствует внутреннему восприятию и собиранию информации. Движение информации по направлению к себе или во внутрь. Можно предположить, что  ЧЛ подсознательно активизирует или привлекает внимание програмной функции (БЛ) Робеспьера. Это процесс автоматический, не требует особых усилий. Затем информация  передается на оппозицию ЧИ — БИ. Эта функциональная оппозиция активная, контактная и в большей степени сознательная. Второй канал  перерабатывает и выдает информацию во внешний мир (движение от себя). Производимая информация направлена прежде всего на активное изменение окружающего мира.

В низших уровнях модели располагаются блоки Суперэго и Суперид, которые играют вспомогательную роль в информационном метаболизме. Информация в этих каналах движется с сугестивной функции на ролевую ЧЭ — БЭ. Эта оппозиция активная, контактная и в большей мере сознательная, по ней информация активно собирается из внешнего мира (внешнее собирание) и передается затем на оппозицию ЧС — БС. Движение информации по направлению к своему внутреннему Я. Оппозиция ЧС — БС не контактная и менее сознательная.  Третий канал перерабатывает и выдает информацию на внутренний уровень.  В результате чего развивается индивидауальное сознание или накапливается знание, значимое для самого индивидуума (внутреннее продуцирование). Движение информации по направлению к себе.

Поэтапное изменение сознания можно рассмотреть в свете поэтапного развития личности по модели Б. Развитие человека начинаяется в дородовой период и соотносится по модели с блоком Суперид. В это время происходит формирование коллективного бессознательного (КБ), которое будет определять во многом бессознательные стремления и предпочтения будущего человека. С рождением  включается в работу бессознательный блок Ид, движимый принципом удовольствия. В период доминирования блока Ид в структуре личности формируется индивидуальное сознание посредством активного собирания информации из внешней среды. Ребенок учится отделять себя от окружающих его объектов.

Следующим этапом развития сознания выступает период доминирования блока Эго.  Этот возрастной период  начинается с подрасткового возраста, когда ребенок вступает в фазу взросления и заканчивается переходом в зрелый возраст.  В это время идет активный процесс собирания коллективного сознания КС и одновременное продуцирование индивидуального сознания ИС. Это значит, что человек одновременно изучает и изменяет окружающую его действительность в соответсвии со своим восприятием. Это плодотворый период в жизни человека.

На стадии Суперэго человек переходит в фазу зрелости и мудрости. К этому времени человек накапливает большой индивидуальный опыт (ИС)  и обладает достаточной базой знания об окружающей его действительности (КС). В этот период обычно начинается поиск высшего смысла человеческого бытия. Пересматриваются  взгляды на жизнь, может появиться желание изменить ситуацию коренным образом, если она не удовлетворяет духовным потребностям. Человек переосмысливает свою жизнь и пытается по возможности исправить то, что сложилось в жизни не так или не совсем так, как ему бы хотелось.  Перемены могут носить поверхностный или глубинный характер от смены карьеры, места жительства, семейного статуса до обращения к духовным учениям. Поиск себя и своего места в жизни соотносится с развитием по блоку Суперэго — блоку духовного совершенствования человека. Знание о духовном развитии есть сакральное знание, которое передается из поколения в поколение в виде религиозных или духовных учений. В результате чего у человека формируется индивидуальное бессознательное  (ИБ) —  вырабатывается своя философская позиция, в которую человек глубоко верит.

Суперид блок соотностися с глубокой старостью, когда человек становится в силу немощности своего организма все более зависим от окружающих. В этот период может произойти частичная утрата индивидуального и коллективного сознания, что является подготовкой к дальнейшей трансформации сознания после смерти человека. Потеря физического тела не означает однако полную потерю сознания и присущей индивидууму психической энергии. Наряду с концепцией о человеческом организме как динамической системе, которая подчиняется и развивается по законам физики и химии, З. Фрейд использовал в качестве теоретической базы для развития психоаналитической теории  закон о сохранении энергии (5) .  Согласно этому закону энергия как масса не может быть уничтожена, но лишь трансформирована:

“Закон сохранения энергии — основной закон природы, заключающийся в том, что энергия замкнутой системы сохраняется во времени. Другими словами, энергия не может возникнуть из ничего и не может в никуда исчезнуть, она может только переходить из одной формы в другую.” (27)

Заключение.

Модель Б закладывает основы для развития ассоциативной соционики и  интеграции соционического знания со знанием о человеке многих других научных и альтернативных направлений.  С помощью ассоциативного метода можно заглянуть в глубины субъективного мира человека и осознать, что этот мир не настолько хаотичен и случаен, как это может показаться на первый взгляд. Уходит в прошлое пословица « на вкус и цвет — товарища нет». Модель указывает на органичную психо-энергетическую связь человека с природой и мирозданием. Субъективные предпочтения людей в цвете, музыке, стиле одежды и т.п.  отражают определенные объективные закономерности развития их внутренного мира, присущую им душевную динамику, которая является не менее важной характеристикой их индивидуальности наравне с типом информационного метаболизма или характером.

Автор —  Тангеманн Ольга

Литература:

  1. Почему порхают бабочки. Удивительные механизмы: 2008/8.
  2. Ассоциация. Современный энцеклопедический словарь.
  3. Что такое психическая энергия?
  4. Freud S. New introductory lectures on psychoanalysis.  London: Hogarth Press — 1933.
  5. Gross. R. Psychology.The science of mind and behaviour. London: Bath Press — 1997.
  6. Определение коллективного бессознательного. Психоанализ.
  7. Storr A. The Essential Yung. London: Fontana Press. – 1998.
  8. Аугустивинчуте А. Социон. М.: «Черная белка» — 2008. — с. 68 -74
  9. Основы энергии.
  10. Гуленко В.В. Выразительные возможности психических состояний. Человек и мир языком универсалий — 1995
  11. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. М.: «Минск Харвест» — 2005.
  12. Бакленд Р. Магия цвета. М.: «Астрель« — 2004.
  13. Характеристика чакр.
  14. Воронов А. Лекция об энергетической структуре типов личности в соционике.
  15. Модель ТИМ. Сайт школы системной соционики.
  16. Якубовская Т. С. Соционика: как разобраться в себе и в других.  М.: «Астрель«  — 2003. — с. 67, с. 143.
  17. Филатова Е. Соционика личных отношений. М.: «Доброе слово» — 2004. — с.12
  18. Характеристика чакр. Путь к себе.
  19. Гуленко В.В. Теория подтипов: система DCNH // Соционика, ментология и психология личности. – 2007. — N6 — с. 5-15
  20. Довгань А.Г. Модель подтипов. Сайт школы гуманитарной соционики:
  21. Гуленко В.В. Выразительные возможности психических состояний. Человек и мир языком универсалий – 1995.
  22. Диалектика. Определение.
  23. Свастика. Определение.
  24. Тангеманн. О.Б. Теория о развитии подтипов по модели Б. Сайт  школы гуманитарной соционики:
  25. Темперамент: общее понятие
  26. House of God.
  27. Закон сохранения энергии.