Коричневый и серый

Коричневый и серый. Откуда берёт истоки символика этих цветов?

«Серый с коричневым ношу,
надеяться и ждать измучась»
(Йохан Хейзинга, «Осень средневековья»)

Коричневый

Несмотря на то, что понятие «коричневый цвет» широко употребляется людьми, его положение в колористике крайне неопределенное. К ахроматическим (бесцветным) цветам он, конечно, не относится, но и в спектральную гамму его не включают. Он не имеет конкретной частоты, поэтому никто не видел коричневый свет.

Неудивительно, что существует масса определений коричневого. Одни считают его затемненным желто-красным, другие – оранжевым с чернотой, третьи – просто смесью нескольких цветов (зеленого и красного, желтого и пурпурного, оранжевого и серого, оранжевого и синего). В результате и оттенков у этого цвета великое множество – шоколадный, бурый, каштановый, медный, ржавый, медовый и т.д.

Оттенки очень сильно влияют на «характер» коричневого цвета. Красноватый оттенок делает его «теплым», зеленоватый – «холодным», бежевый – «нежным».

Само русское слово «коричневый» связано с хорошо всем известной красно-бурой пряностью – корицей, которую получали, измельчая кору тропического дерева cinnamomum. Собственно, «корица» – это и есть уменьшительное производное от слова «кора».

Цвет коры, древесины, сухой или увядшей растительности, песка, почвы сделали коричневый одним из самых распространенных цветов окружающей нас среды. Да и наша кожа в разной степени несет в себе этот оттенок, благодаря пигменту меланину (именно он активно вырабатывается во время загара). Древние египтяне коричневый цвет высоко ценили, связывали его с почвой, а свою темную кожу считали очень красивой.

В Европе подобную эстетику сперва не разделяли. Этот «нечистый» цвет считали уродливым и мерзким. Серые и коричневые одежды носил в основном низкий люд – поэтому эти цвета стали символом бедности и убожества. Коричневый связывали с грязью, нечистотами, прахом, тленом, увяданием.

Отношение к коричневому в Европе стало меняться, когда на мировую сцену вышел новый социальный класс – буржуазия. Ранние буржуа ценили такие качества, как умеренность и практичность. В их одежде, как бы в пику ярким нарядам дворян, всё чаще появлялся немаркий и неброский коричневый цвет. В XVI веке он даже входит в моду, и постепенно за коричневым закрепляются эпитеты «солидный», «спокойный», «уверенный». Вместе с серым коричневый становится основным цветом мужского костюма – однотипной униформы, призванной не отвлекать солидных людей от работы.
Впрочем, в сочетании с определенным материалом коричневый мог стать и цветом роскоши – если это замша, бархат или кожа.

Немало положительных качеств коричневого связано и с тем, что это цвет древесины, которая постоянно окружала человека в жилищах. Это и стены изб, и мебель, и теплый деревянный пол. Недаром коричневое окружение и фон у многих ассоциируется с уютом, комфортом, безопасностью, теплом. Не стоит забывать и о приятных ассоциациях с хлебом и пирожками.

При этом широкая распространенность коричневого в природе имеет и другую сторону – в больших количествах он может сильно наскучить.

В 1930-х годах этот цвет приобретает еще одну негативную символику, ассоциируясь с фашизмом. Причиной тому стали коричневые рубашки немецких штурмовиков-нацистов из СА. Надо сказать, что подобная униформа отнюдь не свидетельствовала о какой-то особой тяге фашистов к коричневому. Просто возглавлявший штурмовиков Рем обнаружил на военных складах множество неиспользованных рубашек того самого цвета и пустил их в дело. С тех пор выражение «Коричневая чума» стало неизменно связываться с фашизмом.

Серый

Ученые относят этот цвет к ахроматическим, то есть, бесцветным цветам. И хотя выражение «бесцветные цвета» звучит парадоксально, на самом деле чистые ахроматические цвета – понятие идеальное. В реальности мы всегда наблюдаем их с той или иной долей посторонних «цветных» примесей.
Вот и серый – в идеале определяют как переходной цвет от черного к белому, хотя он может включать в себя и цветной оттенок (например, синий).

Промежуточное положение придает серому нейтральный характер. Символика этого цвета нередко совпадает с символикой коричневого. Серую одежду, как и коричневую, в Европе поначалу не любили, но постепенно она стала символом деловитости, консерватизма, скромности, смирения (вспомним «мышиные» костюмы чиновников, серые рясы монахов, или одеяние волшебника Гэндальфа Серого из «Властелина Колец»).

Как и коричневый, серый широко распространен в природе. Это цвет камня и металла, грозовых туч и пелены тумана, цвет теней и надвигающихся сумерек, цвет пыли, пепла и седины.

Как и коричневый, серый может очень быстро наскучить. Недаром он стал символом однообразия, приспособленчества, невзрачности, банальности («серая масса», «серость», «серая мышка»). Маскирующие и неприметные черты серого также породили выражение «Серый кардинал», означающее особу очень влиятельную, но скрытую от глаз публики.

Обилие серого обычно навевает «пасмурное» настроение – меланхолию, печаль, тоску, безнадегу. Особенно много этого цвета в городах, где господствует камень и асфальт.

А. Блок:
«Встала улица, серым полна,
Заткалась паутинною пряжей…»

При всём при этом нейтральность серого может оказывать и успокаивающий стабилизирующий эффект.

Вообще «характер» цвета очень сильно зависит не только от его оттенка, но также и от источника или носителя данного цвета. Так в позднем Возрождении серые бархат, парча и атлас стали считаться модными и красивыми. Сильно возвышала серый цвет и его связь с «благородным» серебром. Ну а интерьер в стиле «хай-тек» вообще невозможно представить без переливающихся металлических оттенков.

Автор — Сергей Курий

Источник