Быть умным — хорошо или плохо

Быть умным — хорошо или плохо?

Всем известна поговорка «Слово – серебро, молчание – золото». О чем она? Если выскажешься – можешь прослыть умником, а умников никто не любит. В нашем мире (везде, не только в России) большинство восхищается мускулами, физическим совершенством, и опасается разума, интеллекта. И это очень странно! Почему люди боятся высокого интеллекта? Ведь разум – это главное орудие людей, всего человечества. Человек-то и стал «гомо сапиенс» – «человеком мыслящим» только тогда, когда научился сначала думать, а только потом – делать. И никак не наоборот!

Отношение людей к разуму ясно просматривается по отношению их к различного рода соревнованиям, в том числе – и к Олимпийским играм. Дух захватывает, слезы наворачиваются на глаза, когда звучит гимн твоей страны, а на пьедестале стоят «наши». А много ли людей восхищается победителями соревнований по шахматам? Гораздо меньше. А кто восхищается победителями математических или компьютерных олимпиад? Только ученики школ, которые их послали, да и то не все. Почему многие рассматривают высокий интеллект как враждебное человеку орудие? Что плохого сделали людям Ломоносов, Леонардо да Винчи, Шекспир, Чайковский, Моцарт, Эдисон, Микеланджело, Репин и другие гениальные люди? И список их бесконечен.

Возражения сводятся к так называемым «злым гениям», таким, как Чингисхан, Гитлер и другие. Но разве такие люди – гении? Разве можно считать гениями людей, способных вызывать массовый психоз и сподвигать массы людей к убийствам, издевательствам и т.д.? Разве это признак высокого разума? Вот Ломоносов, основавший своими трудами много новых наук и ремесел, далеко опередивший свое время – это гений. А Гитлер – убийца, садист и преступник. Целью жизни Ломоносова было служение людям. А какая цель была у Гитлера? Покончить с жизнью в бункере, что ли?

При всем при этом я не хочу сказать, что стремление к физическому совершенству – это плохо. Это очень хорошо и полезно для здоровья, если не чрезмерно. Мало кто знает, какими издержками оборачиваются спортивные рекорды. Это ушибы, травмы, переломы и т.д. Это боль, постоянные перегрузки, достойные лучшего применения. Многие спортсмены заканчивают свою карьеру инвалидами, другие – долго восстанавливаются, и не всем это удается. И чем тут восхищаться?

Когда Вы вынуждены поздно вечером возвращаться домой по плохо освещенной улице, кого Вы опасаетесь? Неужели человека, который, поравнявшись с Вами, скажет что-нибудь остроумное или задаст интересный вопрос? Нет, конечно, он скорее приободрит Вас, так как Вы интуитивно знаете, что его опасаться нечего. Скорее всего вы опасаетесь тех, кем восхищались, сидя у экранов своих телевизоров. Вы боитесь, что из темноты выскочит какой-нибудь качок или супермен с дубинкой и отделает так, что родная мама не узнает, или того хуже. Тогда в чем же дело? Зависть? Опасение попасть в неловкое положение? Или что-то еще?

По-моему, умных людей не опасаться надо, а выискивать, поощрять, воспитывать с детских лет. Общеизвестно, что большинство детей – гении. Посмотрите, с какой охотой и даже жадностью они осваивают новые знания, как умело их применяют! И к четырем-пяти годам это уже маленькие всезнайки, которые все знают, обо всем судят по-своему и всех учат. Откуда же тогда берется столько взрослых дураков? Почему они так отупели? И куда делись маленькие гении?

Не потому ли все это, что детей учат сначала ходить и говорить, а потом заставляют сидеть и молчать? А потом это продолжается и в школе, и в жизни. Кто из Вас не слышал таких наставлений:
– Ну ты и умник!
– Ты что, самый умный?
– Не умничай!
– Ты что, умнее всех?

Каждому ребенку от рождения даются способности и разум. Способности – это от природы, на генетическом уровне, это основа будущей профессии. Они даются каждому свои, от родителей. А вот разум дается всем! Это от Бога (или, если кому больше нравится, от всего человечества). И развитие его – на совести родителей. Развивайте разум своих детей сами, нет времени – найдите учителей (или наймите, кто может), запишите в кружки и т.д. И поощряйте развитие разума у своих детей, хвалите их за это всячески.

Не случайно, если в школе заведется учитель, применяющий развивающие методики, тут и победы на олимпиадах, и отличные оценки. И дети, которые у них учатся, уже в жизни не пропадут, потому что они научились самостоятельно мыслить и применять свои знания.

Поэтому на вопрос, вынесенный в заголовок, я отвечаю: быть умным – это хорошо. И даже очень хорошо! А если правильно вести себя с окружающими, не выпячиваться, а помогать людям, никто Вас опасаться не будет.

Автор — Богдан С. Петров 
Источник