Этот непонятый подросток – каковы его друзья и увлечения?
Подростковый мир – тайна за семью печатями практически для всех родителей, хотя – вот парадокс – все мы проходили через этот этап в своей жизни. Почему же нам так сложно понять собственных детей? Неужели мы, взрослые, просто напрочь забываем собственный опыт?
Веками родители ропщут: дети пошли не те, с ними невозможно справиться, они непонятны и живут неправильно. Что же еще, помимо перечисленного в предыдущих материалах, не устраивает родителей в из подрастающем чаде?
Проблема седьмая: у него какие-то нелепые увлечения!
Наличие увлечений в подростковом возрасте – вещь совершенно нормальная (гораздо больше вас должно насторожить отсутствие каких бы то ни было увлечений вообще). Это называется «хобби-реакцией и является отличительной чертой подросткового периода, как игра – в период детства.
Однако эти увлечения – такие разные, такие порой необычные, что родители даже не знают, как на них реагировать.
Подростковые хобби можно условно разделить на несколько групп:
– интеллектуально-эстетические увлечения связаны с глубоким интересом к любимому делу (к примеру, к сочинению музыки, моделированию, технике и т. д.);
– телесно-мануальные увлечения (занятия спортом, стремление научиться что-то мастерить, выжигать, вышивать, ездить на велосипеде, водить мотоцикл или машину);
– лидерские увлечения связаны с ситуациями, в которых подросток может проявить себя как заводила, руководитель, организатор;
– накопительские увлечения – это, конечно же, коллекционирование во всех его видах;
– эгоцентрические увлечения – всякого рода занятия, позволяющие оказаться в центре внимания;
– азартные увлечения – игра в карты, ставки на тотализаторе, пари на деньги, увлечение лотереями – это все одного поля ягоды;
– информативно-коммуникативные увлечения – тяга к новой легкой информации, не требующей никакой критической интеллектуальной переработки; это – многочасовая пустая болтовня с приятелями, нередко случайными, глазение на все происходящее вокруг, сериалы, книги из разряда «дамских романов» или «стрелялок», бесконечное, бесцельное сидение перед телевизором.
Одно и то же увлечение может основываться на неодинаковых побуждениях, т. е. относиться к разным типам. Например, занятие иностранным языком может быть обусловлено интеллектуальной потребностью, а может – эгоцентрическим стремлением «выделиться».
Как реагировать на увлечения? Трезво оценить степень их вредности и полезности, но в основном политика здесь – не мешать. Влиять на ситуацию имеет смысл лишь в том случае, если подросток чрезмерно увлекается своим хобби, когда ради него забрасывается даже учеба и общение со сверстниками, или же если увлечение настораживает вас своей странностью или асоциальным содержанием.
Проблема восьмая: у него какие-то подозрительные друзья! Он попал в компанию, и можно быть уверенными, что это – дурная компания!
Во-первых, не факт, что компания непременно дурная. Подростки тянутся к старшим, часто даже предпочитают водиться не с ровесниками, а с ними. Это так и называется – реакция группирования. Подростковые «компании», с точки зрения социологии, явление вовсе не новое – скорее архаическое, и даже у животных молодняк собирается в отдельные от «взрослых» группы.
В принципе, если группы эти не криминальны, ничего в них опасного нет. Однако сложность состоит в том, что у подростков асоциальное (знакомство с алкоголем и наркотиками, к примеру) и антисоциальное (хулиганство, воровство) поведение наблюдается в подавляющем большинстве случаев именно в группе.
Что делать? Ни в коем случае не навязывать своего мнения. Прежде чем организовывать кампанию против «нехороших друзей», следует хорошенько проанализировать, почему же именно такие друзья появились у вашего сына или дочки, что именно в них может привлекать, и чего, стало быть, вашему чаду не хватает?
Тихий паренек дружит с заводилой всех шалостей? Может, ему просто не достает уверенности в себе? «Домашний» ребенок идет в компанию «дворовых оболтусов», которые вроде бы ничем путёвым не заняты? Но, может быть, только там он находит безусловное приятие, может, только там его воспринимают таким, как он есть – без чрезмерно высоких требований, которые выдвигаются дома? Итак, задумайтесь, какой эмоциональный дефицит восполняет ваше чадо рядом с «неприемлемыми» друзьями.
Кроме того, трезво оцените степень их влияния. Одно дело, если это «вынужденная» компания за неимением лучшего, когда сам подросток понимает, что эти приятели не очень-то ему и близки, не так уж интересны и настоящими друзьями считаться не могут. И другое дело, если он «вживается» в субкультуру компании или «прикипает» к новым приятелям, копируя их во всем.
Как же поступить в этом случае? Правило одно – никогда не запрещать «в лоб», в духе: «Ноги твоей там не будет» или «Чтоб я больше этого Вовы рядом с тобой не видела!». В этом случае подросток с очень большой вероятностью сделает вам «назло», потому что уж что-что, но выбор друзей – это из области сугубо личных свобод.
Если вы понимаете, что ничем хорошим эта дружба не кончится, воспользуйтесь приемом «подстройки»: «Вова интересный парень, но как ты думаешь, почему в такой-то ситуации он повел себя так-то? А как повел бы себя ты сам? Почему?» То есть необходимо проговаривать все, что касается законов нравственности, морально-этических норм. Если «друзья» матерятся, воруют, обманывают – это повод для широкомасштабной кампании такого рода, потому что вы как родители кровно заинтересованы в том, чтобы ваше дитя впитало в себя именно ваши идеалы, а не сомнительные ценности Вовы, родители которого его воспитанием не занимаются. В отличие от вас.
Итак, как видим, руководствуясь знаниями, здравым смыслом и чувством юмора (а без юмора с детьми можно просто застрелиться), все эти проблемы пережить вполне реально.
Дорогу осилит идущий!
Автор — Наталья Проценко