Что помогает и что мешает незрячим людям осваивать пространство

Что помогает и что мешает незрячим людям осваивать пространство?

В предыдущих статьях я вам рассказывала о том, как незрячие люди воспринимают окружающих и как зрячие воспринимают незрячих. Теперь настало время поведать о том, как же люди, полностью или почти полностью лишённые зрения, воспринимают пространство: квартиры, здания (школы, института, рабочего места), района, города проживания.

Чтобы рассказ мой не был пустым словоблудием и цепью необоснованных умопостроений, за основу возьму выводы научного исследования, проведённого психологом А.В. Блинниковой. Это исследование продолжалось в течение семи лет. В нём принимали участие люди всех возрастов (начиная с годовалых детишек) с различной степенью утраты зрения (полностью незрячие, со светоощущением и со способностью различать тени, яркие и тёмные цвета), также в исследовании участвовали люди, незрячие с рождения, и потерявшие зрение в зрелом возрасте.

Данное исследование проводилось в школах-интернатах для слепых и слабовидящих, в детских больницах, на дому, на предприятиях, где трудятся незрячие, в детсадах для детей с нарушениями зрения. Всего участвовало 1300 человек.

Не буду загружать моих дорогих читателей всякими там числами, процентами, просто приведу некоторые заключения, сформулированные А.В. Блинниковой по результатам исследования.

1. Уже к двум-трём годам слепорождённые малыши могут отлично ориентироваться в своей квартире (комнате, доме). Но если родители или иные близкие родственники слишком опекают слепого ребёнка, обучения навыкам ориентировки не происходит. Иными словами, если родители (лица, воспитывающие ребёнка) не дают ему сделать ни одного самостоятельного шага, не говорят с ним по поводу окружающей обстановки, то навыки ориентирования не формируются.

2. В некоторых случаях люди, имеющие остаточное зрение или даже светоощущение, ориентируются в пространстве хуже, чем полностью незрячие. Это связано с тем, что первые (с остаточным зрением) пытаются всмотреться, приглядеться, у них могут присутствовать «инстинкты и рефлексы зрячего» — это в том случае, если раньше они видели хорошо. Попытки приглядеться, что-то увидеть обычно приводят к сильному напряжению, рассредоточению внимания и, тем самым, к ухудшению концентрации на окружающем пространстве, хотя зачастую остаточное зрение очень помогает, особенно в светлое время суток.

3. Для людей, незрячих с рождения или переехавших на новое место жительства, поздно ослепших или сменивших место работы, обучения и т.п. очень важным является составление и изучение тактильного плана местности. Полезным здесь окажется умение читать рельефные карты местности, понимание масштабов, углов, направлений, навыки работы с транспортиром (для измерения углов), знание сторон света, принципов работы компаса. В ориентировке поможет тактильный план здания, улицы, района, изготовленный из пластилина, картона, конструктора — это уж от фантазии зависит!

4. При овладении соответствующими навыками большинство незрячих людей способны хорошо изучить пространство одной комнаты (типа гостиничного номера-люкс) за 7-12 минут, нескольких комнат (от 2-х до 4-х) за 10-20 минут, одноэтажного здания (10-15 кабинетов) за несколько часов или 2-3 дня. Незрячие школьники обычно осваивают здание школы и пространство пришкольного участка за 5-10 дней, а работникам специальных предприятий необходимо осваивать рабочее пространство за 2-4 дня. Сроки освоения более обширного пространства (улицы, района, города) зависят уже от того, умеет ли человек ходить с тростью, видел ли он раньше, большой ли сам город, район, опасен ли город (много ли транспорта, ровные ли дороги), развит ли вестибулярный аппарат.

5. Казалось бы, если у человека раньше (до 10-15 лет) было хорошее зрение, он должен хорошо ориентироваться в своём районе, городе, при условии проживания там и в «зрячем состоянии». Но это не всегда так. Иногда зрительные воспоминания, зрительный план, картина местности могут мешать.

6. Можно наблюдать два противоположных феномена: 1) незрячий человек может очень подробно и правильно описать маршрут, но совершенно не способен его правильно пройти; 2) незрячий человек прекрасно пользуется тростью, ориентируется на больших пространствах, в разных городах, быстро осваивает новые маршруты, но описать их (маршруты) не может. То есть первый говорит, но не идёт, а второй идёт, но не объясняет, как он идёт.

Итак, сроки, качество, прочность освоения окружающего пространства незрячими и слабовидящими людьми зависит от возрастного периода, скорости утраты зрения, возраста человека, степени сохранности зрения, условий семейного воспитания, степени общей и бытовой самостоятельности, развития точности движений.

Автор — Маргарита Мельникова

Источник