Страшны ли нам 7 смертных грехов? Часть 1
Перечень смертных грехов появился впервые в конце 4 века, а в 13 веке «князь философов» теолог Фома Аквинский ввел в обиход список, существующий и поныне, и состоящий из семи смертных грехов, расположенных в таком порядке: Гордыня, Алчность, Зависть, Гнев, Блуд, Чревоугодие, Уныние. Во всех ортодоксальных (т.е. неукоснительно придерживающихся традиционных взглядов) религиях разными словами и в разном порядке толкуются варианты этих же самых греховных действий и помыслов человека. В древних религиях тоже так или иначе осуждались эти грехи, за исключением, может быть, греха Блуда. И в фольклоре почти всех народов мира эта семёрка всегда подвергалась осуждению либо осмеянию.
Следовательно, порицание этих грехов относится не столько к религиозной, сколько к общечеловеческой морали. Причем настолько древней, что её возникновение теряется во времени, когда человек не имел права быть индивидуумом, а был только кирпичиком в структуре своей общины. Его жизнь подчинялась различным табу. От следования этим запретам зависела жизнь и его самого, и его рода. Однако человеческое общество изменилось. Так ли опасно человеку пренебрегать древними табу теперь?
Так вот, семь смертных грехов – самые страшные, они приводят душу к смерти. А душа – это самое ценное, что у нас есть. Душа в христианском понятии нематериальна, но способна мыслить, чувствовать и свободно действовать. В понятии философов – это все побуждения разума, т.е. разум в чистом виде. Понятие психологов о душе еще более узкое: душа – это совокупные психические явления, в том числе чувства и стремления человека; душа неразумна, она – носительница бессознательного. Согласитесь, насколько привлекательнее выглядит религиозное представление о душе как о безграничном чувствующем разуме, обладающем свободой выбора, к тому же с возможностью бессмертия.
Но на пути к бессмертию души (или к просветлению разума, или к психическому здоровью?) встает препятствие в виде этих самых семи смертных грехов – очень бытовые и привычные нам проявления, которые мы встречаем ежедневно в себе и в людях. Вроде ничего особенного, но, как заметили еще древние, перейдя через некий роковой порог в злоупотреблении грехом, человек теряет душу и превращается в «растение» (если нравится – в «зомби»).
Человек, подверженный Гордыне, приписывает свой успех и достаток только себе самому, своим исключительным качествам. Он общается лишь с теми, кого считает равными себе, ни во что не ставя остальных. Например, навороченный джип не уступит дорогу «Жигулям», ибо водитель считает себя круче крутого. Но Гордыня и самомнение незаметно приводят к отчуждению от всего остального мира. Если же человек утратит основу своей Гордыни (например, разорится), им тут же завладеют Гнев – злоба на обидчиков, Зависть – к своему бывшему окружению и Уныние – опустошённость и апатия от неумения приспособится к своему новому качеству бедняка. Гордыня сковывает разум и имеет в основе тщательно скрытый комплекс неполноценности. А душа? Душа и Гордыня с большим трудом уживаются вместе.
Алчность, жадность, желание подгрести под себя побольше ожесточают человека. Алчность заставляет идти по головам других: посмотрите на бойких карьеристов, на сетевиков, на риэлтеров, страховщиков, часто пренебрегающих совестью. Кроме того, разбогатевший человек начинает опасаться людей и никому не доверять. Алчность – основа большинства преступлений. Она заставляет разум, не считаясь ни с чем, идти к одной узкой цели, а приводит к неврозам и самоизоляции. Душа под воздействием Алчности уменьшается пропорционально росту богатства. Реализованная Алчность порождает Гордыню у самого человека и Зависть и Гнев, направленные на него, – у других.
Зависть– чувство повседневное и нелогичное. «Почему меня обошли и не прислонили к газовой трубе?» – спрашивает старшее поколение. Слово «олигарх» стало почти ругательным. Многие переполнены ненавистью к «богатеньким», причисляя к ним всех, кто живет лучше них. В народе бытует устойчивое мнение: у кого есть деньги – тот вор. Зависть – это, как правило, реакция на чужую Гордыню и порождение собственной нереализованной Алчности. Зависть приводит в итоге к еще одному греху Уныние – к сознательному отстранению себя от дел по принципу: «Я все равно не разбогатею, так зачем стараться». Зависть не дает развиваться разуму, возбуждает самые низменные мысли и действия и отказывает душе в свободе выбора, идя по пятам за предметом вожделения.
Об остальных четырех грехах поговорим во второй части статьи.
Автор — Надежда Рубцова