Почему «благополучные» дети выбирают суицид

Почему «благополучные» дети выбирают суицид? Часть 1

Тенденция к увеличению числа самоубийств и к резкому его омоложению отмечается во всем мире. Время от времени средства массовой информации заполняются сенсационными сообщениями и подробностями о самоубийствах детей: то один, а то сразу и двое детей бросаются с высотного здания; то из-за плохих оценок и страхов наказания лезет в петлю вполне благополучный мальчик; то один за другим кончают жизнь самоубийством, как по какому-то страшному сценарию или ритуалу, несколько друзей.

Леденящие душу и тело подробности таких звонких самоубийств надолго остаются темой для разговора, особенно среди учителей и родителей, и болезненно привлекают тех детей и подростков, которых влечет к себе смерть через самоубийство.

Среди специалистов принято разделять самоубийц на 2 категории. Первая – это те, для кого смерть, прекращение жизни является целью фатального поступка. К такой смерти больше идут осознанно. Для другой категории суицид является средством прекращения неудовлетворяющей обстановки, обстоятельств, невыносимых страданий. Детский суицид чаще является средством ухода от страшной для них жизни, а не целью завершить жизнь, умереть.

Многим кажется, что самоубийство детей и подростков (далее – детей) случается только в неблагополучных семьях, где родители пьют, не работают, дети предоставлены сами себе, или же в семье имеется жестокое отношение к детям.

На самом деле больше всего наблюдается самоубийств и попыток самоубийств детей в самых обычных, так называемых «благополучных» семьях, где родители считаются вполне заботливыми, хорошими.

После неожиданного суицида ребенка многие родители, не чаявшие в нем души, до конца жизни остаются в обиженном недоумении: чего же не хватало их успешному ребенку, за что он наказал их до конца жизни своим грехом. Другие задним умом понимают, что что-то недоглядели, недолюбили, не старались понять, простить, узнать, принять…

Что же толкает детей к роковому шагу? Почему «благополучные» дети выбирают суицид? Когда для них жизнь становится настолько невыносимой, что они ищут средства уйти из этого мира?

Суицидальная готовность может развиться у легкоранимых, впечатлительных, обидчивых детей с повышенной тревожностью, навязчивыми страхами, фобиями, с чувством вины, склонных к застреванию на негативных эмоциях. Чувства отчаяния, безнадежности, одиночества, беспомощности, аффективные расстройства с частой сменой настроения или постоянно пониженным фоном настроения, низкая самооценка часто бывают присущи детям с суицидальной активностью.

Интенсивность страданий, толкающих к суициду, настолько высока и невыносима для ребенка, что на этой почве любое, даже, казалось бы, рядовое событие, может довести до сужения сознания и стать толчком или внешним поводом к суициду. Для кого-то это плохая оценка, для кого-то – смерть любимой собаки.

Цель суицида у таких детей парадоксальна – достучаться до взрослых, изменить невыносимую ситуацию! Но при этом именно в благополучных семьях дети обычно не рассказывают родным о своих суицидальных фантазиях, мыслях, намерениях. Могут делиться этим с друзьями, с подругами… Охотно рассказывают о своих мучительных переживаниях психологам, когда попадают по случаю к ним. Почему же не делятся с родителями? Отвечают: «Не хотел расстраивать маму», «Накажут», «Меня никто не поймет», «А разве они (родители) не чувствуют, как мне плохо?», «Я думал, они знают».

Между тем, не только в детском, но и в подростковом возрасте многие не могут осознавать по-настоящему, что такое смерть, особенно в наше особое время, когда они помногу и подолгу находятся в виртуальном мире компьютерных игр и фантастических героев, которых смерть не берет. И некоторые дети, представляя себя в гробу, думают, что они будут радоваться, видя, как их оплакивают и жалеют родители. Другие мечтают о мести, о том, как перед смертью напишут, что в их смерти виновата несправедливая и жестокая учительница.

Во второй части статьи – о наиболее частых причинах суицидов «благополучных» детей и примеры несостоявшихся суицидов из психотерапевтической практики.

Автор — Римма Дюсметова

Источник