Непонятный и непонятый подросток – кто он?
Итак, ребенок изменяется до неузнаваемости, но как понять, укладываются ли эти изменения в границы нормы, или же с чадом действительно что-то не так? Какое поведение подростков – неизбежный атрибут нормального взросления, и что должно нас насторожить и подвигнуть к действиям, направленным на то, чтобы ситуацию изменить? А главное – как со всем этим справиться?
Продолжим разговор об этом, начатый в предыдущих материалах.
Проблема пятая: он стал непредсказуем!
То смеется, то дуется, то раздражен, то мечтателен, и очевидных причин для таких качелей настроения как будто бы нет… Ежедневно мы наблюдаем частую, непредсказуемую смену настроения.
Такая переменчивость может быть обусловлена и так называемой детской поведенческой реакцией компенсации. Это – желание свою слабость и неудачливость в одной области восполнить успехами в другой – она свойственна как детям, так и в не меньшей степени подросткам. К примеру, слабенький, хилый, физически неразвитый паренек, всегдашний «лузер» в спорте и в отношениях с ровесниками, неоднократно битый в драках, пытается добиться успехов в учебе и компенсирует вышеперечисленные неудачи отличной учебой, участием в предметных олимпиадах и конкурсах, – и вот уже его друзья вынуждены обращаться к нему за советом, с просьбами помочь в учебе и начинают признать его авторитет – пусть хотя бы в науках.
С точностью до наоборот, неудачи в учебе могут компенсироваться «подвигами» вплоть до хулиганства – ведь быть в центре внимания хочется хотя бы таким способом.
Существует еще и такое понятие, как гиперкомпенсация или «сверхкомпенсация», – когда подросток упорно пытается добиться результатов именно там, где он слаб и беспомощен. Не идут дела в спорте – а он удвоит усилия и будет тренироваться, пока стоит на ногах; нет слуха и голоса – но в школьную музыкальную группу он непременно запишется или будет мучить себя и окружающих попытками записать шедевральный клип; робкий и застенчивый мальчик пытается произвести впечатление на сверстников, отваживаясь на безумный поступок вроде драки с деятиклассником-самбистом и потом сам записывается в секцию единоборств…
Что делать? Поговорить с подростком откровенно о том, что вы понимаете, что с ним происходит, объяснить, что все это – нормально, и очень многие проходят через подобное (подростку важно знать, что он не одинок в своих переживаниях). Подумайте вместе, каких результатов он на самом деле хочет добиться, и решите, какие средства приведут к цели, а какие – вряд ли.
Проблема шестая: у него странные кумиры!
Кто из нас в свое время не встречал фанатов и фанаток, толпами осаждающих известных артистов, кто не бывал в комнатах друзей, от пола до потолка оклеенных изображениями кумиров молодежи? Думаю, все мы хорошо помним, как к подобным увлечениям относилось старшее поколение – примерно так же, как и вы сейчас: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало… А если плакало – его утешали и надеялись, что все пройдет само, как ветрянка.
Обретение кумиров – это так называемая реакция имитации, которая выражается в стремлении подражать во всем определенному человеку или образу. В детстве подражают родственникам или взрослым из ближайшего окружения, позднее – артистам, киногероям, литературным персонажам.
Подростковыми кумирами чаще всего становятся наиболее «харизматичные» сверстники или «звезды» молодежной моды. Пример для подражания подросток обычно подбирает не сам, ему он диктуется той группой сверстников, к которой он принадлежит. Взрослый может стать кумиром, если он является для подростка образцом успеха в той области, где сам подросток стремится к достижениям: известный спортсмен, музыкант, ученый… Подросток начинает подражать ему в одежде, манере вести себя, в суждениях.
Сложности нас ожидают, если для подражания выбирается антисоциальный «герой». Не случайно культ романтики криминалитета, насилий, убийств, грабежа, возвеличивание удачливого «преступника-супермена» в кино, на телевидении, в бестселлерах уже давно способствует росту преступности несовершеннолетних. К примеру, из сериала «Бригада» подростки вынесли не тот факт, что практически все члены преступной группировки погибли, причем вместе с семьями, а то, что свой короткий век они прожили «на всю катушку», не отказывая себе ни в чем.
С особым вниманием следует относиться также к тем подростковым кумирам, которые несут асоциальную идею: сюда относятся эмо и готы, в основе своей опирающиеся на культ смерти и саморазрушения. Поговорите с вашим сыном или дочерью о том, что именно привлекает в этом кумире, чем он интересен, кто еще является его фанатами, в чем суть «течения». Вполне возможно, сам подросток даже не задумывался до сих пор обо всем этом, просто следуя подростковой моде и «не вникая». Постарайтесь не обвинять и запрещать, а попытаться понять своего ребенка и помочь ему справиться с трудностями.
Встречается в подростковом возрасте и подражание «от противного», когда поведение строится по принципу противоположного от некоего неприятного подростку образца. Примером может послужить парень, подчеркнуто отказывающийся от всяческих предоставляемых семьей материальных благ, от возможности поступить в престижное учебное заведение по причине негативного отношения к отцу, которого он считает нечестным, лицемерным человеком и по стопам которого отказывается идти «из идейных соображений». Это – форма протеста, но, в отличие от реакции оппозиции, здесь нет стремления привлечь к себе внимание, эта реакция – скорее борьба за самостоятельность.
Итак, как видим, все в подростковом мире непросто. И чтобы разобраться в вопросе еще полнее, этот обзор подростковых проблем мы завершим в следующем материале.
Автор — Наталья Проценко