Какую музыку выбрать молодежи?
«… Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце важное место принадлежит музыке…»
В. А. Сухомлинский.
Давайте поговорим о музыке. Во всем мире исполняют и слушают музыку. Многие учатся играть на музыкальных инструментах. Другим нравится быть просто слушателями. Музыка является средством общения и развлечения. С древнейших времен она сопровождала ритуалы и религиозные церемонии. Люди нашли способы записывать свои музыкальные сочинения на специальных записывающих устройствах.
На протяжении столетий музыка постоянно менялась. Еще на праздниках в Древнем Египте молодые женщины развлекали гостей музыкой. Молодые люди древней Греции, читая стихи, аккомпанировали себе на кифаре. В Средние века о жизни и любви пели менестрели. Сегодня о жизни больших городов в своих песнях рассказывают современные певцы в стиле рэп. Музыка некоторых музыкантов и композиторов, таких как Моцарт, Бетховен, служила источником вдохновения для многих поколений.
Сегодня музыка является важной частью жизни человека. Многие из нас слушают музыку в концертных залах, дома, на улице. Конечно, этому надо научиться – слушать музыку! Это процесс постепенный, сложный, он требует терпения. Ведь можно слушать музыку, но не слышать ее, не почувствовать характера, настроения, содержания произведения.
Нравится нам это или нет, музыка сегодня – главный компонент жизни для большинства подростков. Она определяет их решения и поставляет им кумиров. Кто они? Вы можете взглянуть на обложки компакт-дисков в ближайшем музыкальном магазине или пролистать несколько музыкальных журналов. По результатам опроса учащихся средней школы, в пятерку популярнейших российских звезд вошли – Дима Билан, Звери, Корни, Тату и группа ВиаГра. Наиболее предпочитаемые западные звезды – Madonna, Black Eyed Peas, Pink, 50 Cent.
Ничто так не отличает молодежь от взрослых, как ее поглощенность музыкой. Огромное число молодых людей от десяти до двадцати лет живет почти исключительно ею. Это их страсть. Ничто не возбуждает их так сильно. Они не способны всерьез воспринимать что-нибудь другое. В школе или дома они только и ждут возможности подключиться к своей музыке.
Недавнее проведенное исследование отмечает, что среднестатистический подросток с седьмого по одиннадцатый класс тратит на слушание музыки в два раза с лишним больше того времени, что он проводит в школе. По результатам этого исследования сделан вывод, что музыка влияет на подростка даже сильнее, чем телевидение.
Даже очень маленькие дети отлично запоминают слова популярных песен. Немного найдется детей дошкольного возраста, которые не знают наизусть, например, припев песни Сереги «Черный Бумер». И это дети от 4 до 6 лет, и не обязательно из семей, где не заботятся о воспитании их вкуса – просто звучат «хиты» на всех углах.
Известно, что воздействие музыки может быть разным: поверхностным и глубоким, положительным и отрицательным, в зависимости от художественной значимости произведения, от степени подготовки к его восприятию музыкального и жизненного опыта слушатель не подготовлен к ее эмоциональному, осознанному восприятию. В таких случаях нередко возникает негативное отношение «ко всяким симфониям» и предпочтение музыке более «легкой». Но привычка только к развлекательной музыке, не претендующей на глубокие переживания, существенно обедняет человека.
Такое добровольное ограничение музыкой «легкого» жанра как бы притупляет слух и восприятие, человек рискует остаться «глухим» по отношению к произведениям иного содержания, стиля, жанра. А ведь именно серьезная музыка способна вызывать высокое эстетическое наслаждение, пробуждать и формировать чувство прекрасного, приносить радость духовного наслаждения.
Автор — Артур Батыгян