Какая бывает логика, или Квантором — по оппоненту!
Логика. Волшебное слово. Все могут, поднатужившись, вынести из памяти красивые слова: индукция, дедукция, силлогизм, парадокс. Но что это такое и зачем оно надо? А оно надо, ой как может пригодиться. Если использовать с умом. Бывает, мы их используем и сами об этом не знаем. Но если редко кто признается в отсутствии чувства юмора, то в неумении мыслить логично не признается вообще никто. Остается предположить, что логика есть у каждого, только логики эти – разные.
Какая же бывает логика?
Существует, например, формальная логика. Формальная логика есть исследование умозаключений и доказательств с точки зрения их формы и в отвлечении от их конкретного содержания; её идеи и методы используются как в повседневной практике, например в качестве средства предотвращения логических ошибок, так и в особенности в теории для логического анализа научного знания. Европейская логика, берущая основы еще в трудах Аристотеля и Платона, базируется на принципе исключенного третьего, то есть «если утверждение (А) истинно, то утверждение (не А) – ложно». И наоборот. На Востоке это совершенно не так, но Восток дело тонкое, там одно и то же может одновременно быть и верным и не верным, и вообще не существовать, мы этого трогать не будем…
Бывает диалектическая логика, но адепты этой науки пока еще не договорились ни что такое логика, ни что такое диалектика, ни является ли логика диалектической или диалектика логической, и не образуют ли они в целом значительно более грандиозную диалектологическую диалектологику как науку некоей суперлогики. Оставим в покое этих лапутянских ученых. Нас гораздо больше может заинтересовать житейская логика – еще более трудно формализуемое, но мощное орудие человечества.
Житейская логика приобретается обычно только жизненно-опытным путем. Литературно-рафинированный образец житейской логики в высококонцентрированном виде представлен нам образом мисс Марпл. Мисс Марпл решала сложнейшие загадки и раскрывала преступления, пользуясь житейской логикой, и конкретнее – методом житейской аналогии и житейской логической индукции, т.е. методом от частного – к общему.
В жизни такие чистые образцы как мисс Марпл встречаются редко, но отдельные просветы здравомыслия встречаются где угодно: – Ну все, Петровна, седни уж уксусу не укупить. – Эт почему жа? – А Настька сельпо не откроет. – Эт почему жа? – А вон вишь, ейный Серега в пивную зашел. Надо быть, она щас за ним, домой погонит, а там уж и он ее ухватом укатает. Это и есть индукция: жизнь свидетельствует, что подобные сцены всегда заканчиваются подобным образом, а значит и сегодня нечего ожидать, что Серега пошел в кабак за букетом для Настьки, а потом они вместе пойдут в планетарий…
Наиболее страшно звучит название «математическая логика». А между тем, и ее элементы встречаются нам в реальной житейской жизни ежеминутно. Например, кванторы. Какое страшное слово, правда? А между тем, это очень жизненное понятие, которым мы пользуемся просто-таки ежедневно. Вот например: соседка тетя Соня во дворе высказывает свои эмоции по поводу обхамившей ее кассирши Людки в овощном. Тетя Соня воспользовалась квантором существования: есть (существует) в овощном кассирша-хамка. Как минимум одна – конкретно Людка.
Тут возможны два вида неправильной реакции. Первая: отклик соседки тети Раи: да все они хамки! Это смена квантора существования (некоторые кассирши – хамки) на квантор общности (все кассирши – хамки) – реакция, обусловленная внешней средой и тяжелой жизнью, а именно большим количеством встреченных за долгую жизнь хамоватых кассирш. Как правило, на нее следует здравомыслящий ответ: ну как это все? Вот кассирша Верочка совсем не хамка, такая культурная, милая девочка. Все согласно кивают головами и им ясно, что хотя кассирши-хамки есть, но, к счастью, не все. Здоровым умам понятно: против квантора не попрешь, раз есть Верочка – значит не все хамки! И светлый облик кассирш спасен. Спасибо, Верочка!
Но второй вид неправильной реакции обусловлен причинами внутренними, я бы сказала, внутричерепными, и его победить не так легко. Выглядит он так: тетя Соня делится накипевшим (см. выше), тетя Рая высказывается необоснованно-эмоционально… после чего пенсионер Пафнутьич в полосатой пижаме бросает забивать домино, изображает собой памятник Минину и Пожарскому и спрашивает тетю Раю и тетю Соню: значит, вы утверждаете, что во всей стране нет хороших кассирш?
Тут уж поправить дело сложнее. Дядя тоже четко заменяет квантор существования (существуют кассирши хамки) на квантор общности (все кассирши – хамки), но (внимание – разница!) приписывает это оппоненту. После чего с разной степенью визгливости и вырывания волос из собственной лысины доказывает обратное, потрясая удостоверением почетного дружинника в битве на реке Каяле. На крик сбегаются любопытные, которым что пожар, что прорыв канализации – все потеха, и какие уже там кванторы? Какая логика?
В иные времена такие Пафнутьичи бывали опасны, потому что не орали по дворам, а сразу строчили куда надо: «Гражданка такая-то утверждает, что в СССР нет хорошей торговли», и – сами понимаете, назавтра комнату гражданки уже, глядишь, ему и присудили. Сейчас эти мрачные времена позади, но есть Интернет, куда и сливается пламенное негодование. На радость вновь подросшим толстолобикам, которые лучше всех все знают, везде побывали и всем все разъяснили, но с кванторами у них точно такая же запара…
Некоторые клеветнически утверждают, что существует еще женская логика. На вопрос – что ж это такое, обычно бормочут что-то несусветное, или изображают на лице: «Ну какая у женщин может быть логика, как не женская»? Есть даже мужчинами выдуманный анекдот для иллюстрации этой якобы существующей женской логики: «– Но, дорогая, ты же не совсем права… – Ах, я не права? Я неправду говорю? Я, значит, вру?! Я брешу, как собака? Мама, он меня сукой обозвал!!!!»
Каждому ясно, что никакой специальной женской логики нет, что все это выдумано и что женщины прекрасно пользуются общечеловеческой логикой, только не делают из этого такого шума. Женской логики быть не может, как не бывает женской геометрии, женской геологии или женской аэродинамики. Наука как объект изучения инвариантна по отношению к субъекту, ее изучающему. Смешно даже обсуждать эти древние пережитки патриархата, когда образ женщины включал в себя глупое хихиканье, оборочки и пудреницы. В наше время, время женщин – космонавтов, трактористок, женщин-ученых, бизнес-вумен и даже бизнес-леди все это давно не актуально и годится только для самоутверждения каких-то замшелых недомачо.
И последний вид логики, который мы хотели рассмотреть – это логика мужская. Она очень диалектичная: с одной стороны логика мужчин проста до примитивности (если А, то А , а если В, то В, и все тут), поэтому он спокойно приходит в учреждение за пять минут до закрытия, имея вопрос на час работы, и потом сильно удивляется, что его вежливо послали. А с другой стороны она бывает совершенно неевклидова, что хорошо иллюстрируется опять же анекдотом (приводится в цензурном варианте):
– С тобой гуляла?
– Нет.
– А с тобой?
– Нет.
– А с тобой?
– Тоже нет.
– И со мной нет. Вот б….!
Автор — К. Ю. Старохамская