Шизоиды — кто они

Шизоиды — кто они?

В психологии выделяется несколько типов характера человека. Чаще всего в отечественной психологии используется классификация, предложенная А.Е. Личко. В ней выделяется восемь типов: гипертимный, астено-невротический (он же дистимный), демонстративный (он же истероидный), сенситивный (тревожный), эпилептоидный (возбудимый – к эпилепсии не имеет отношения), шизоидный (застревающий), лабильный, психастенический (осторожный) тип.

Почему мы будем рассматривать шизоидный тип характера? По той простой причине, что сколько-то серьезно рассмотреть все характеры – это слишком объемно. А вторая причина – потому, что когда обучают будущих психологов, то часто говорят примерно так: «Сейчас рассмотрим шизоидный тип характера. Обратите внимание – это наши клиенты».

На самом деле, конечно, было бы в корне неверно повесить на какого-нибудь человека какой-то тип характера. Наверняка многим приходилось слышать высказывания недалеких психологов или «просвещенных» не психологов что-то вроде «Он типичный шизоид». Можете не сомневаться, что в подавляющем большинстве случаев это будет ошибочно, а со стороны профессионалов еще и не корректно. Во-первых, потому что не бывает абсолютно чистых типов, а во-вторых, профессионалы должны хорошо понимать и отдавать себе отчет в том, что решив для себя вопрос «Кто это?», они закрывают для себя клиента, несмотря на то, что с легкостью необычайной могут ошибиться.

Наиболее выраженными чертами шизоидного типа характера считается замкнутость, отгороженность от мира, стремление к сохранению в целости своего «я», поскольку они ощущают для себя угрозу, исходящую от очень многих проявлений этого мира. Стремление к сохранению дистанции, низкая потребность в общении, неконтактность – все это шизоидный тип.

Откуда что берется?

Считается, что шизоидный тип характера возникает на ранних стадиях развития ребенка. Кстати, еще именно поэтому его несколько выделяют среди других – его достаточно легко заметить в очень раннем возрасте.

Истоки происхождения этого типа характера окончательно не выяснены. Теорий существует довольно много. Например, сейчас в России достаточно часто упоминается теория, когда закладка шизоидного характера осуществляется еще в пренатальный период и соответствует нежелательности ребенка, с угрозой аборта. Надо сказать, что при том, что она имеет право на существование, является не доказанной. Есть неонатальные теории (неонатальный период – период от рождения и до времени жизни 4 недели), утверждающие что именно этот период следует рассматривать как формирующий данный тип характера.

Нэнси Мак-Вильямс в своей «Психоаналитической диагностике» пишет следующим образом: «Возможно, более продуктивные соображения об истоках шизоидной личности можно получить на основе аналитических наблюдений тех условий роста, при которых оказывается, что подросток движется в шизоидном направлении. Одним типом отношений, который, возможно, провоцирует избегание у ребенка, является покушающийся, сверхвовлеченный, сверхзаботливый тип воспитания (Winnicott, 1965). Шизоидный мужчина с удушающей матерью – вот что составляет главную тему популярной литературы в последнее время. Это же явление можно обнаружить и при специальных исследованиях. Клиницисты, наблюдающие пациентов-мужчин с шизоидными чертами, как правило, обнаруживают в семейном основании соблазнительную нарушающую границы мать и нетерпеливого, критикующего отца».

Какие еще интересные особенности шизоидного поведения можно выделить?

Как мы уже отметили, основной чертой шизоидов является стремление к самосохранению. Соответственно, нарушение невидимой границы, которую устанавливает шизоид, со стороны других людей им однозначно воспринимается как угроза и будет пресекаться. Это влечет за собой развитие страха перед социальными контактами и стремление отгородиться от них. Очевидно, что в данном случае наибольший ущерб целостности личности шизоида наносят те контакты, которые связаны непосредственно со вторжением в его личную «охранную» зону – то есть контакты с людьми, которые могут стать с той или иной точки зрения близкими. Это могут быть друзья или интимные партнеры.

Важное замечание: тесные личные взаимоотношения подразумевают открытие и самоотдачу – как раз то, что пугает шизоидов. Более того, те, кто общается с ними и чувствует на себе их нелегкий характер, должны понимать, что на самом деле их поведение проистекает по большей части из боязни вас.

Нельзя сказать, что шизоидам чужды эмоции и чувства – скорее, они не умеют ими пользоваться в должной мере. Отсюда напрямую следует, что они пытаются компенсировать их рациональным мышлением, восприятием действительности в первую очередь через сознание, а также стремлением к точным знаниям.

Становится понятным, что скудость эмоционально-чувствительной сферы сводит к минимуму число контактов с окружающими. То, что для многих других людей естественно и, как мы помним – безопасно, для шизоида может составлять почти непреодолимое препятствие. Вопрос «Как пройти в библиотеку?», скорее всего, так и останется непроизнесенным. При этом окружающие вполне могут трактовать его отстраненность как заносчивость и пренебрежение окружающими.

Молодой человек, предпочитающий общество самого себя и, скажем, книг развлечению со сверстниками, в том числе и общению с противоположным полом, конечно, не обязательно шизоид, но достойный претендент.

Кстати, в области любви у шизоидов тоже все непросто. Их стремление к сохранению целостности подразумевает, что проявление любви, глубокой нежности, отдачи частички себя партнеру просто не происходит, поскольку угрожает целостности их личности. И это вполне может привести к тому, что любовные переживания отсепарируются от собственно сексуального акта, превращая последний в механистический и лишенный страсти.

Если продолжить разговор о сексуальной сфере шизоидов, то нельзя не отметить, что им вполне могут быть свойственны элементы садизма. Происходит это из-за их подсознательного стремления вызвать негативную эмоцию партнера, чтобы по-возможности быстрее расстаться с ним – либо на время, либо навсегда.

Из «Психоаналитической диагностики»: «Самоуважение людей с шизоидной динамикой часто поддерживается индивидуальной творческой деятельностью. При этом для них более важными оказываются именно аспекты личностной целостности и самовыражения, а не сторона самооценки. Там, где психопат ищет доказательств собственной силы, а нарциссическая личность – восхищения для подпитки самоуважения, шизоид стремится к подтверждению его исключительной оригинальности, сензитивности и уникальности. Подтверждение должно быть скорее внутренним, чем внешним, и, благодаря высоким стандартам в творчестве, шизоиды нередко бывают резко самокритичны. Настойчивость, с которой они добиваются аутентичности, так велика, что фактически гарантирует их изоляцию и деморализацию».

И, наконец, вероятно, следует отметить, что болезни кожи, в первую очередь рук (в частности, псориаз, экземы) и болезни горла – нежеланные, но очень частые спутники шизоидов. Мы контактируем при помощи речи, а телесные контакты в первую очередь происходят при помощи рук.

Автор — Андрей Шанс

Источник