Что такое образная память, или Как запоминают дети

Что такое образная память, или Как запоминают дети?

 

Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовало по-своему мышление, реакцию, внимание, память. Ведь это кладовая опыта, пережитого человеком и чем-то ему ценного. Ненужное забывалось быстро и без следа.

Каким же образом выработалась самая лучшая форма запоминания? Достаточно просто и привычно, и потому наиболее экономно: память на звуки, запахи, цвета и т.д. Причем, память яркая, четкая — человек жил этим. Таким образом, в процессе естественного отбора у человека развилась образная память. Теперь такая память сохранилась лишь у дошкольников.
Пользуясь образной памятью, человек воспроизводит воспринимаемое им не словами, а образами, т.е. продолжает их видеть и уже работает с ними как хочет: то ли списывает, то ли считывает.

«Ну допустим, — скажут скептики,- хорошая вещь ваша образная память. Но она развита и у животных. Человек стал превращаться в человека с развитием другого вида памяти — абстрактной, словесной. В совсем иных условиях. В словах можно выразить все то же и многое другое, чего не передашь в образах конкретного мира. Как передать без слов сложнейшие философские, моральные и другие категории? Зачем ворошить в человеке ожившее звериное, когда есть целая наука о словесной памяти — мнемотехника?»

Ну что можно на это ответить? «Мысль изреченная есть ложь.» Каждому знакомо состояние озарения, когда кажется, что понимаешь все до таких глубин…, твоей мысли доступно все…, такая резкость и ясность воображения… И как бледно и тускло выглядит все это, когда переводишь в слова. Вообразить вилку легко, а попробуй описать ее словами. Простота тут кажущаяся. Сначала надо воспринять, потом понять, потом — подобрать слова. Не всякий способен хорошо описать что-либо, но в воображении все гениальны.

Человек со словесной памятью попадает в заколдованный круг. Чтобы улучшать память — надо все время специально учиться и тренироваться: для того, чтобы учиться — нужна память. Учтите, что вся эта нагрузка падает на три процента  мозга. Стоит ли удивляться, что уже к двадцати пяти годам словесная память переполняется воспринятой информацией — большей частью ненужной — и возможность запоминать новое резко падает. А вместе с ней уходят уже бесполезные без памяти способности. Человек прекращает учиться. А безделье добивает даже то, что у него оставалось.

Механизм образной памяти совершенно противоположен. Сначала человек воспринимает безразлично что (события, цифры, буквы, слова) путем упомянутого ранее озарения, переводимого не в малый круг знаний, выраженный ограниченным запасом слов, а в тот безграничный запас образов, которые щедро поставляет нам окружающий мир. Абстрактное (словесное) мышление — это схема. И образы вставляются в нее, как страницы в книгу. Они сохраняются столько, сколько необходимо. Когда нужно, они встают перед мысленным взором. А раз так, то наше абстрактное мышление свободно и может делать с перелистываемыми образами что угодно: использовать при сдаче экзаменов, вносить поправки в схему, додумывать любые недостающие детали. Запоминаемые образы перед глазами, а перевести их можно в любой язык: русский, английский, немецкий, формулы, символы и т.д.

Уже в школе детское целостное, яркое, образное восприятие мира разрушается. Его подменяют тусклыми, разжеванными до потери интереса, не прочувствованными кусками чужого опыта, громко именуемого «Педагогической программой подготовки к жизни». Личность подавляется, она в рабстве бесполезного хлама, заполняющего память. Способности глушатся, так и не раскрывшись. Хорошо, если у ребенка возникает интерес к какому-либо занятию: детское восприятие возвращается.

Почему же так? Немного теории. Мозг человека состоит из двух полушарий. Правое – образное, левое — словесное. Правое — это эмоции, левое — разум. Мозг привык запоминать все таким, как есть — в многообразии  цветов, звуков, запахов, других качеств. Восприняв что-то, он в правом полушарии составляет образ — модель, в левом — соответствующие ему слова. Воспринятое таким  образом не стирается. Оно порождает гениальные стихи, книги, картины, открытия. Это для него органично и естественно.

Но наша цивилизация вторглась и сюда. Девяносто процентов информации подается в усеченном виде — голос диктора, текст книги, обрывочные картинки телевизора и т.д. В одном полушарии оно впечатывается, в другом — бесформенное пятно. Отсюда неконтролируемое забывание. Дефекты внимания, пробелы памяти. Именно из-за усеченной информации распадается детское восприятие.

Образная память искусственно вызывает недостающие ощущения, дополняя усеченную информацию до полноценного образа, его вызвавшего. Включение всех каналов восприятия отменяет принцип «Повторение — мать учения». Повторение разрушает то, что человек запомнил. Природа во второй раз не повторяет.

Преимущества такой памяти налицо: не тратишь  время  на зубрежку — оно освобождается для более продуктивной деятельности. Сумел вообразить — значит помнишь. Обучение  теперь сводится  к пониманию.  Понял — представил. Представил — уже знаешь. Но на этом не исчерпываются полезные свойства  образной  памяти.  Способность воспроизводить через любой промежуток времени, забывать по заказу, заниматься несколькими  делами  сразу без потери качества,  восстанавливать любую картинку после беглого взгляда и т.д.
Словом, никому не помешает вернуться в детство и захватить оттуда способность целостно воспринимать окружающий мир, опираясь на верного помощника – образную память.

Автор — Анна Краснорусская

 

Источник