Что такое возрастная норма в развитии психики детей? Часть II
Итак, «норма в развитии психики детей» — понятие статистическое, выявленное в процессе психолого-педагогических исследований в условиях закрытого эксперимента в середине прошлого века.
На сегодня эти нормы приобрели характер эталона, поскольку социальные и политические потрясения конца двадцатого столетия не могли не внести изменений в психологию детей нового века. Специалисты утверждают, что за последние 15 лет наблюдается тенденция увеличения количества детей с задержкой речевого развития или с явными нарушениями развития речи.
Одной из весомых причин такой неутешительной статистики является психологическая зависимость молодых родителей от социально-экономического положения. Внимание львиной доли не только пап, но и мам наших совсем ещё юных сограждан направлено не столько на эмоциональное и нравственное здоровье своих детей, сколько на физическое, на удовлетворение их сугубо утилитарных потребностей.
Заметьте, речь сейчас идёт о благополучных с точки зрения социологов семьях, то есть о тех, где родители заботятся друг о друге и о детях, не дружат с алкоголем и прочими напастями нашего времени. Но сами того не подозревая, своим излишним стремлением к материальному благополучию взрослые тормозят психическое развитие своих детей.
Попробую пояснить. Дело в том, что ребёнку, например, с задержкой речевого развития для того, чтобы восстановить «пробелы» психики иногда бывает достаточно постоянного общения со своими «здоровыми» сверстниками (допустим, в детском саду). Но в условиях, когда большая часть детей в этой постоянной группе тоже говорит плохо или вовсе не разговаривает, то терапевтический эффект такого общения сводится к нулю.
Это означает, что родителям срочно нужно восполнять дефицит общения у ребёнка, желательно под руководством специалиста. Вот почему нужно научиться соблюдать баланс между вниманием к «сытости-одетости-обутости» вашей детки и вниманием к последовательности и качеству его психического развития.
Если ребёнок не заговорил к концу первого года своей жизни, это серьёзный повод обратиться к врачу. Именно этого и требуют нормы возрастного развития. Не потому, что малыш обязан делать то-то и то-то в данном возрасте. А потому что большая разница между эталоном и его психическими реакциями может быть свидетельством каких-либо патологий. А болезнь, как известно, всегда легче лечить на ранних стадиях проявления.
Этим можно объяснить и то, что ещё в восьмидесятых годах прошлого века возрастные нормы были обязательным показателем развития детей. Родители вместе с ребёнком готовились к профилактическим посещениям врача буквально, как к экзамену. А сегодня нормы носят рекомендательный характер.
Победили сторонники гуманистической психологии, согласно которым взрослые не могут не признавать право ребёнка на индивидуальность. И не только потому, что оно провозглашено в Декларации прав ребёнка.
«Дитя — это гость в доме. Его можно любить и уважать, но властвовать над ним нельзя, ибо оно принадлежит жизни», — это правило сформулировано народом, стоявшим у истоков мировой культуры. Индусы записали его в своих древних книгах (ведах) задолго до нашей эры. Оно даёт ребёнку право быть таким, какой он есть, и развиваться в том темпе, какой ему удобен.
Ещё одно правило родилось в психологии в прошлом веке: «Младенец пришёл в этот мир не для того, чтобы соответствовать ожиданиям своих родителей». Каждое дитя приносит в мир свои цели, свои задачи, он должен пройти свой путь. Родители могут помочь ему раскрыть свою индивидуальность, утвердить уникальность его личности, пройти с ним вместе его путь (если они того желают), но не делать этого за него.
Не бойтесь избаловать его любовью! Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Если он окружён внимательной заботой и нежным отношением, то у него вырабатывается базисное доверие к миру. А это — фундамент двух самых важных «зданий» человеческой души: отношения к себе и отношения к другим людям.
На основе доверия у ребёнка формируется положительное отношение к себе: «Я любим, значит, я хорош», уверенность, способность правильно оценивать свои силы и возможности (адекватная самооценка), инициативность. Так же, на основе доверия, он будет строить свои отношения с окружающими людьми.
Если у малыша не выработано базисное доверие к миру, то и к себе он будет относиться плохо, вырастет тревожным, неуверенным в своих силах, мрачным, упрямым, агрессивным. К людям будет относиться настороженно, боязливо. Такое отношение часто соседствует с капризностью, строптивостью, драчливостью… Любите своего малыша спокойной и активной любовью — это непременное условие его счастья!
Автор — Татьяна Шуваева