Чем интересна психофизиология женщины

Чем интересна психофизиология женщины?

Пожалуй, 99,9% читающих эти строки вряд ли усомнятся, к какому полу они принадлежат. И где находится их дополнение. Но дальше — сложнее…

Что сейчас служит главной объединяющей идеей человечества? Господь Бог? Вера в светлое будущее и научно-технический прогресс? Любовь? Сексуальное влечение? С сожалением должен допустить — это либо денежная, либо (еще хуже) «химическая религия»… За пределами грядущего «объединения» невозможно разглядеть ни Бога, ни будущего, ни любви, ни пола.

На примере профессионального изучения души в течение столетий несложно увидеть нарастающую неактуальность связанной с полом проблемы в современном обществе. Как наглядный пример — история психопатологии. Каждому этапу развития человечества при этом соответствует болезнь, окруженная покровом тайны и становящаяся «эталоном» безумия.

Вначале были «объяснены», а вслед за этим — выведены из собственно психиатрии в неврологию и инфекционные болезни традиционно, символически «мужские»: эпилепсия («болезнь великих мужей») и прогрессивный паралич (сифилитическое поражение мозга). Пришедшая им на смену эпоха неврозов, в первую очередь — истерии, ознаменовала наступление «женской» эры в изучении души. Благодаря психоанализу З.Фрейда, выяснению роли полового влечения и подавленных сексуальных побуждений неврозы перешли из компетенции невропатолога под покровительство психиатра, а затем — размыты до уровня «житейской нормы» через сексуальную революцию и психосоматическую теорию. Апофеозом этого стало исключение истерии из действующей Международной Классификации Болезней.

Век двадцатый в призме психопатологии смело можно назвать веком шизофрении — расстройства, обладающего способностью уничтожать сексуальное влечение и поведение. С легкой руки антипсихиатров и дилетантов многие существующие в мире отклонения стали именовать шизофренией, а ее границы в классификации болезней существенно сузились. Но — времена и теперь меняются, и для наркозависимости проблемы пола не существует вовсе. Психоактивные вещества могут дать нам давно ожидаемое недальновидными людьми «решение» всех «вечных» вопросов (в том числе и полового), просто уничтожив их причину.

Инфляция проблемы пола (как до этого было с неврозами и шизофренией) неиизбежно вызывает появление массовых наивно-психологических мифов (предрассудков) и попытки сексуализации того, что изначально таковым не являлось (компьютерные технологии, автомобили, политика). Если не верите — посмотрите телевизор, почитайте любую газету…

В таких условиях писать что-либо о сексуальных проблемах будет наиболее целесобразным, основываясь на биолого-математических позициях, несмотря на их некоторую упрощенность. Не наивно ли относиться к себе как к двигателю внутреннего сгорания, пытаясь «вычистить шлаки» или «отполировать» целлюлит? Однако это — пусть хрупкая, но все же защита от предвзятости и цинизма.

То, что относится к безусловно женскому полу, можно будет разделить на три больших свойства, качества. Первое из них — это преобладание принципа наследственности (постоянных параметров) над изменчивостью. То есть, именно женщина есть память нашего вида.

В противовес большей мужской мобильности и быстрейшей реакции на стимулы (синусоида), женская адаптация основывается на сохранении наилучшего, на постепенном созревании, «цветении» (репродуктивный период) и далее — в медленном увядании — по экспоненте. Это подтверждается ограниченным числом половых клеток (гамет), наличием циклических процессов с изнутри заданным ритмом, большим консерватизмом в хорошем понимании этого слова.

В реальной жизни инстинктивные, физиологические моменты проявляются в опосредованной, через полоролевое поведение, форме. Они хорошо отображены в классической литературе, и особенно — в мифологии. При этом мифологии разных культур не приходят в противоречие друг с другом в отображении женщины (амазонки — не в счет). Современная жизнь с ее удивительным динамизмом, всеядностью и ориентацией на быстрейшее достижение будет приходить в противоречие с принципом наследственности, порождая немало проблем.

Второе важное качество — способность к репродукции (вынашиванию и произведению на свет потомства). Существует поговорка — «можно родить без мужчины, но попробуй родить без женщины».

Репродуктивность тесным образом связана с наследственностью и вытекает из нее. Ибо даже если бы традиционно описываемый мужчина чудодейственным образом оказался способным к зачатию, вряд ли при мужском полоролевом поведении данная беременность могла бы счастливо закончиться…

В процессе репродукции все органы и системы организма испытывают дополнительную нагрузку и становятся гораздо уязвимее. Возникает вопрос — не есть ли возрастающее количество случаев бесплодия в наше время естественной регуляторной реакцией популяции на экологическое (в самом широком смысле) неблагополучие? Давно стоит задуматься не только о чистоте и безопасности окружающей среды, но и об экологии психической, и об экологии духа. Иначе Земля пройдет процесс самоочищения уже без нас…

Третье уникальное женское качество — способность воспринимать нечто из окружающего мира и воспроизводить в совершенно новом, дотоле не существовавшем качестве. Принятое семя дает начало плоду, составляющие пищи превращаются в материнское молоко, принесенная мужчиной добыча и собранный урожай — в хлеб и другие, не существующие в природе, блюда, полученные впечатления — в навыки воспитания потомства. Это вновь-таки ставит перед нами проблему — что мы можем предложить женщине в наше время? Насколько качественно это? Пойдет ли это впрок или это всего лишь соблазн, суррогат?

Есть еще одно производное из упоминаемых нами трех проявлений. Это — постоянный риск разлуки, запрограммированный уход детей из семьи, меньшая продолжительность жизни спутника-мужчины. В современном укладе одиночество и разлука стали едва ли не нормой жизни. И здесь может скрываться болезненная тайна.

Дело в том, что при утрате чего-либо ценного для себя человеческая психика бессознательно пытается отождествить себя с утраченным. Это позволяет смягчить душевную боль. Однако наряду с обезболивающим действием исподволь деформирует мировоззрение и поведение. Не есть ли закономерным следствием наносимых друг другу психических травм, разлук, обманутых ожиданий то, что некоторые специалисты именуют «биархат» — исчезновение дотоле типичного полоролевого поведения, с феминизацией мужчин, маскулинизацией женщин, доминированием унисекса?

Вступление в пору биархата ставит перед людьми такие проблемы, которые не приходилось решать никогда. Ошибок сделано много и, возможно, будет еще больше. Признавая наличие проблемы полов, мы пытались бороться с ней разными путями вместо того, чтобы принять это как кровную человеческую черту. И сегодняшний день показывает, что иметь пол весьма болезненно, однако жизненно необходимо. Как сказал кто-то из церковных деятелей, именно благодаря наличию пола человека можно считать существом ценнее и многограннее ангела. Может быть, кому-то после этих не всегда стройных и совсем не возвышенных строк фраза «берегите женщин» перестанет казаться висящей в воздухе банальностью и обретет прикладной смысл…

Автор — Сергей Зиновьев

Источник