Почему Гней Помпей Великий не успел «топнуть ногой»?
Выдающийся полководец Древнего Рима Гней Помпей Великий (106-48 гг. до н. э.) прославился блестящими победами уже в молодом возрасте. Набрав три легиона добровольцев, он присоединился к армии лидера аристократов (оптиматов) Корнелия Суллы и отважно сражался в гражданской войне против правящей народной партии во главе с Гаем Марием. Молодой воин стал любимцем главнокомандующего и заслужил от него после нескольких удачных походов звание «Великого», однако триумф ему не устроили, опасаясь, вероятно, чрезмерной популярности.
После смерти диктатора Суллы Гней Помпей успешно выполнял разные поручения сената: усмирял восстания, уничтожал средиземноморское пиратство, разрушал Понтийское царство Митридата VI и присоединял к Риму новые земли. За свои эффектные победы он получил право до конца жизни носить лавровый венок и триумфальное одеяние. Однако в 70 году до н. э. прославленный полководец неожиданно покинул партию аристократов и добился восстановления должности народных трибунов, ликвидированной Суллой.
На консульских выборах Помпей оказал поддержку победителю восстания гладиаторов Марку Крассу по его просьбе. Тщеславие обоих консулов мешало установлению между ними дружеских отношений. Марк Красс был сказочно богат и после своего избрания поставил в Риме десять тысяч столов с угощением, снабдив к тому же всех римлян на три месяца бесплатным хлебом.
В это же время в лидеры народной партии выдвинулся Гай Юлий Цезарь из знатного рода патрициев. Он не был ни богат, как Марк Красс, ни знаменит победами, как Гней Помпей Великий, но отличался смелостью, умом, честолюбием и находился в родстве с Гаем Марием. Корнелий Сулла, захватив власть, готов был казнить Цезаря за отказ развестись с дочерью своего врага Цинны, понимая, что «…в мальчишке сидит сотня Мариев».
Спустя десять лет после присоединения к народной партии Помпей повздорил с сенаторами, не пожелавшими выделить земли, обещанные ветеранам армии, и утвердить его распоряжения в Азии. Гай Юлий Цезарь воспользовался недовольством прославленного полководца, помирил его с Крассом и предложил заключить негласный союз трёх консулов для совместного противодействия сенату. В знак укрепления дружбы с Цезарем Помпей женился на его любимой дочери Юлии. Так в 60 году до н. э. возник Первый Триумвират, положивший начало падению римской республики.
Триумвиры лоббировали нужные им законы и поддерживали друг друга на выборах консулов. Они добились получения в управление богатых провинций: Красс – Сирии, Помпей – Испании, Цезарь – Галлии и Иллирии. Помпей остался в Риме для контроля сената, управляя через своих помощников (легатов). Союз трёх консулов распался в 53 году до н. э. после смерти Красса в войне с парфянами. Незадолго до этого скончалась единственная дочь Цезаря, жена Помпея. Обстановка в Риме после ликвидации триумвирата обострилась, и очередные выборы консулов были сорваны.
Для борьбы с подкупами и насилием сенат наделил знаменитого полководца чрезвычайными полномочиями, и он быстро навёл порядок, сблизившись снова с аристократами. Помпей возгордился и решил на свою беду избавиться от Цезаря, поддержав закон, запрещавший заочно выдвигать кандидатуры на должность консула. Аристократы не скрывали, что собираются привлечь Цезаря к суду, как только истечёт срок его командования в Галлии. Друг Цезаря и родственник по матери Марк Антоний (83-30 гг. до н. э.), защищавший его интересы в сенате, вынужден был бежать из Рима в одежде раба.
Неуважительное отношение аристократов к народному трибуну возмутило легионеров. Даже в то далёкое рабовладельческое время нравственный облик и жизненную позицию личности определяли её отношения к себе, к обществу, к собственным обязанностям (военным, трудовым, общественным). Они могли быть не только малоосознанными в виде симпатий или антипатий, но и глубокоосознанными, принципиальными, с внутренними убеждениями идеалов и правильного поведения при исполнении долга.
Уловив протестное настроение легионеров, Цезарь решил в борьбе за власть использовать силу. Помпей должен был предвидеть, что открытый вызов может заставить честолюбивого соперника начать гражданскую войну, однако он пренебрежительно относился к угрозам со стороны бывшего союзника, недооценивая мощь его армии, закалённой в постоянных сражениях.
Он смеялся над сенаторами, предупреждавшими его, что в Риме нет войск для защиты, и говорил: «Стоит мне только топнуть, как в любом месте Италии из-под земли вырастет войско». Полководец привык к многолетнему поклонению и легко верил льстивым утверждениям своего окружения, что Цезаря можно победить его же воинами, жаждущими поскорее перейти на сторону глубоко любимого Помпея.
После некоторых колебаний Цезарь перешёл границу своей провинции (реку Рубикон) и быстро направил армию на Рим, как поступил когда-то, воюя за власть, Корнелий Сулла. Сенаторы спрашивали Помпея, как он собирается защищать город, и тот, понимая, что переправить свои легионы из Испании и Ливии в Италию уже не удастся, отвечал неуверенно, что надеется набрать в скором времени 30-тысячное войско. Ему намекнули, что пришло время «топнуть ногой».
Три дня Помпей пребывал в растерянности, застигнутый врасплох мощным наступлением Цезаря, но на примирение с ним по совету знаменитого оратора Марка Тулия Цицерона так и не решился. Поняв, что Рим защитить невозможно, он издал, наконец, указ о чрезвычайном положении и заставил всех сенаторов следом за ним покинуть столицу. Войдя без препятствий в город, Цезарь завладел государственной казной и, не задерживаясь, стал преследовать Помпея, надеясь изгнать его из Италии.
Чтобы лишить бывшего союзника военной поддержки, передав Марку Антонию легионы на юге Италии, Цезарь направил свои войска в Испанию и после ожесточённого сорокадневного сражения заставил капитулировать находившуюся там армию противника, а затем вернулся в Рим и добился провозглашения диктатором. За это время Помпей, перебравшись в Грецию, собрал там значительные силы для борьбы с бывшим союзником, но Цезаря это не остановило.
С небольшим отрядом он переправился на Балканский полуостров и после подхода весной 48 года легионов под командованием Марка Антония навязал Помпею сражение возле приморского города Диррахия, но был разбит, потеряв около двух тысяч воинов. Помпей мог победоносно завершить битву, ворвавшись в лагерь врага, но не решился, позволив ему отступить в Фарсальскую долину в Фессалии и соединиться с остальными силами. Обращаясь к своей армии, Цезарь произнёс крылатую фразу: «Сегодня победа была бы на стороне врагов, если бы кто-нибудь у них умел побеждать».
В решающей битве при Фарсале Гай Юлий Цезарь разбил армию великого полководца, потеряв всего двести воинов и положив на поле боя более шести тысяч солдат противника. Помпей был вынужден спасаться бегством, забрав жену и сына с острова Лесбос. Цицерон, считая дело проигранным, предложил ему заключить с Цезарем «почётный мир», но полководец надеялся снова «топнуть» и сформировать армию. Великий Помпей направился вдоль берегов Малой Азии в Сирию, но его отказались принять, опасаясь гнева Цезаря, и тогда он поплыл в Египет навстречу своей гибели от меча римского центуриона, когда-то воевавшего под его началом.
Упиваясь властью и гордясь своей славой, великие люди подчас забывают, что на их силу может объявиться более грозная сила, сокрушающая самонадеянных и нерешительных правителей, не успевших вовремя «топнуть».
Автор — Татьяна Морозова