Пора ли вашему ребенку в школу

Пора ли вашему ребенку в школу? Часть 2

Каждый ребенок – личность. Маленькая личность со своим характером, привычками, чувствами и переживаниями.

Готовность ребенка к школе, его будущая успеваемость тесно связаны с тем, как он относится к школе, насколько успешно контактирует с ровесниками и взрослыми, как ведет себя в конфликтных ситуациях и т.п.

Как же это определить?

Для начала предложите ребенку небольшой тест:
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Как ты готовишься к школе?
3. Как ты думаешь, что тебе больше всего понравится в школе?
4. Ты хочешь быть учителем, когда вырастешь?
5. Почему каждый ребенок должен учиться?
6. Представь себе, что есть две школы: в одной учатся читать, писать, считать, а в другой только играют, рисуют, лепят из пластилина. В какую школу ты больше хотел бы пойти?
7. Если бы тебе предложили отложить поступление в школу на некоторое время, ты бы согласился?
8. На какое время ты бы хотел получить отпуск: на неделю, на месяц, на год и больше?

Ваш ребенок готов к школе, если вы получили приблизительно такие результаты:
1. Выражается желание идти в школу (учиться).
2. В подготовке к школе акцентируется внимание на познавательной стороне обучения (учу буквы, рассматриваю, читаю букварь, учусь считать и т.п.)
3. В школе привлекает сам процесс обучения (учиться писать, читать, считать, слушать рассказы учителя).
4. В профессии учителя нравится то, что он много знает, учит и воспитывает.
5. Необходимость каждого ребенка учиться в школе обосновывается познавательными или социальными мотивами (чтобы все знать; чтобы быть умным; чтобы уметь читать и писать; чтобы быть летчиком, моряком, доктором, и т.д.).
6. Отдаётся предпочтение школе, где учат читать и писать.
7. Высказывается желание не ждать какое-то время, а сразу, с 1 сентября, как все дети, пойти в школу.
8. Ребенок отказывается от какого-либо отпуска.

Если же вашего шестилетку привлекают только внешние атрибуты школы: звонок, портфель, красивая школьная форма, яркие учебные принадлежности, то, что в школе много детей, есть переменки, когда все дети вместе играют, буфет, где самому можно покупать что-нибудь вкусненькое и т.д. – это показатели неготовности к школе, задержка в личном развитии.

Показателем готовности к обучению в школе также является умение ребенка общаться с одногодками и взаимодействовать со взрослыми.
Умение общаться с ровесниками способствует успешной адаптации в школьном коллективе, помогает строить отношения, учитывая мнение товарищей, но без лести, не унижаясь, без стремления захватить самые привлекательные роли, используя уговоры, запугивания, угрозы, конфликты. Способность шестилетки правильно вести себя в конфликтной ситуации, достойно проигрывать также свидетельствует о зрелой социальной позиции школьника.

При неумении проявлять инициативу в установлении и поддерживании контактов в коллективе, ребенок чувствует себя некомфортно среди ровесников, изолируется. У него усиливается тревожность, затягивается период адаптации. Или же, несоответствие желаемого и реального статуса ребенка в группе приводит к тому, что он стремится повысить его любой ценой – лестью, угодничеством пытается обеспечить себе заступничество лидера. В более сложных случаях ребенок будет симулировать болезни (простуду, нервный кашель, аллергию и т.п.), чтобы хоть на какое-то время оттянуть посещение школы.

Еще одним обязательным компонентом личностной готовности к школе ребенка 6-7 лет является его способность эмоционально откликаться на переживания других (эмпатия). Эмпатия бывает различного качества. Наблюдая горе другого человека, можно переживать такое же чувство, либо похожее – сочувствие, жалость, или противоположное – злорадство.

Различают эмпатию двух видов: эгоцентричную и гуманистическую.

Эгоцентричная эмпатия – это такая, когда страдания другого являются поводом для переживаний за себя. То есть, сочувствуя несчастью другого, ребенок переживает не за его неблагополучие, а за то, чего он боится в будущем для самого себя, или что сам перенес в прошлом; на первом месте у него собственные интересы и потребности.

Гуманистическая эмпатия – когда ребенок переживает неблагополучие другого, сопереживает.

Интенсивность эмпатии зависит от того, были ли в жизненном опыте ребенка подобные переживания, способен ли он представить себя на месте другого. Человек способен на сопереживание, когда достигает достаточно высокого уровня развития личности.

Для определения доминирующего вида эмпатии психологи используют много методов. Самый простой из них – методика «Незаконченных рассказов». Ребенку читают небольшой рассказ. После этого он должен ответить на следующие вопросы: как нужно закончить рассказ, как бы ты поступил на месте героя, тебе жаль кого-нибудь из персонажей, если да, то кого больше? Каждый свой ответ ребенок должен аргументировать. Рассказы построены таким образом, что один из персонажей – виновник конфликта, а другой (главный герой) – потерпевший. И тот и другой переживают по поводу конфликта.

Образец рассказа:
В детском саду во время обеда за одним столом сидели две девочки – Света и Лена. Света баловалась и толкнула Лену, а та нечаянно перевернула чашку с чаем и залила скатерть. Когда пришла воспитательница и спросила, кто это сделал, Света сказала, что это Лена. Лену наказали, а дети теперь не хотят играть со Светой, не дают ей игрушки. Она стоит и плачет…

Ребенок должен решить конфликт в пользу одного из персонажей. Когда ребенок представляет себя на месте потерпевшего, считается, что он проявляет эгоцентричную эмпатию. Шестилеткам относительно легче поставить себя на место главного героя. Когда ребенок решает ситуацию в пользу другого персонажа, это означает, что у него возникла гуманистическая эмпатия.

Для ребенка поход в первый класс – это не только праздник, но и большой стресс, даже если он ещё не знает значения этого слова. Помогите ему преодолеть первые трудности. Разделите с ним все его переживания. Пусть любовь к школе сохраняется у вашего ребенка как можно дольше. Удачи вам и вашим детям!

Автор — Татьяна Филатова

Источник