Подмена понятий: чем опасны манипуляторы и как распознать «программу»?
Нередко выражение «не могу» считают подменой «не хочу» и «не умею». Бывает ли так? Да, безусловно. С особым упорством делают акцент на этом сторонники НЛП – нейро-лингвистического программирования. Но если выйти за рамки «программы», то можно уточнить: лишь бывает, то есть не обязательно и не всегда.
Попробуем смоделировать:
не могу, потому что не хочу – из области желаний;
не могу, потому что не умею – из сферы знаний;
не могу, потому что не могу – из круга деятельностных возможностей.
Если исходить из психологии трансактного анализа, то четко вырисовываются субличности: «внутренний ребенок», «внутренний родитель», «внутренний взрослый». Но самое существенное заключается в том, что «не могу» – некий регулятор. Стало быть, полезно разобраться в вопросе: что собой представляют эти самые возможности, чем определяются?
Физические
Самый простой ракурс, который достаточно наглядно иллюстрируют банальные ситуации. Например: «Я не могу поднять эту штангу, потому что у меня нет для этого достаточной силы». Здесь невозможно заменить высказывание на «не хочу» или «не умею», поскольку каким бы сильным ни было желание, равно как и познания в части тяжелой атлетики, физическая конституция выставляет собственные ограничения.
И никому в голову не придет сетовать по такому поводу, ведь предел возможностей принимается как данность. А если даже и придет, то только лишь в виде эфемерной фантазии. Или: «Я не могу полететь в космос по состоянию здоровья». Сколько ни мечтай, чего ни изучай, в общем, как ни крути…
Экономические
Они тоже прозрачны: жить не по средствам чревато… «Я не могу сейчас купить эту вещь, потому что оставил(а) кошелек дома»; «Я не могу сегодня пойти в спа-салон, потому что надо срочно оплатить счета»; «Я не могу в этом месяце позволить себе столь дорогую покупку, потому что иначе не хватит денег до следующей зарплаты».
Предвидя возможные контраргументы, замечу: во-первых, во всех приведенных ситуациях обозначены сроки, во-вторых, варианты с одалживанием денег и с неожиданными доходами не рассматриваются в связи с их предположительным, зависящим от целого ряда обстоятельств, а не реальным характером.
Социальные
В данном поле координат тоже наблюдается достаточно хорошая видимость. «Я не могу перейти дорогу в этом месте, потому что по ней движется сплошной поток машин». Подразумевается, что физически ступить на проезжую часть можно, но водительский социум заполонил пространство, и такой поступок оказывается смертельно опасным (иногда даже – не раз наблюдала – при разрешительном сигнале светофора).
«Я не могу работать рядом с домом, потому что в расположенных поблизости организациях нет вакансий или/и нет мест по моей специальности». Если кому-то захочется подискутировать на тему материализации желаний, то, ничуть не критикуя идею, стоит уточнить, что речь идет о «здесь и сейчас». А ползти, топать, бежать, лететь навстречу реализации желаемого никому не возбраняется.
«Я не могу воровать (мошенничать, убивать и т.д.), потому что это запрещено законом». Обратите внимание, имеются в виду пока что не нравственные рамки, а выстроенные государством, которое определяет соответствующие наказания за подобные действия, то есть прямо по И. Канту. И если человек игнорирует подобные требования, то… Впрочем, не стоит разъяснять очевидное.
«Я не могу сплетничать с сослуживцами, потому что у нас в компании это сильно порицается». Пусть и нечастый вариант, но встречающийся наравне с антиподом: «Я не могу не сплетничать, потому что это у нас на работе принято». В любом случае основанием «могу/не могу» является моральный климат коллектива, то есть солидаризированной социальной группы. Если же она не солидаризирована, то работники объединяются в меньшие группы, в которых действуют общие для всех участников установки, влияющие на выбор каждого между «могу» и «не могу».
Этические
Любая сфера, которая оставляет за своими пределами этику – манипуляционная. Там обещают успех, богатство, привлекательность, но по-любому, только за тем, кому это обещается, остается священное право выбора, в чем, собственно, и состоит богоподобность человека как существа.
«Я не могу дать тебе взаймы, потому что тогда не смогу купить дорогое лекарство отцу»; «Я не могу пойти в театр, потому что нужно ухаживать за тяжело больным человеком у нас в доме»; «Я не могу поехать в этот круиз, потому что это будет нечестно по отношению к родне, которую только что обокрали до нитки». Может показаться, что в основе утверждений лежат экономические корни, – ан нет, совесть. И никакие «хочу/не хочу», «умею/не умею» с ней не в состоянии справиться. Либо она, совесть, есть, либо ее нет.
Психологические
Этот аспект гораздо сложнее, да и кто бы в этом сомневался! Круг психологических возможностей определяют, в первую очередь, так называемые черты личности – внутренняя устойчивая предрасположенность к определенному поведению. Она складывается из мотивационных и стилевых составляющих, которые, в свою очередь, зависят от свойств темперамента, характера и склонностей. Мотивационные черты определяют выбор направленности, стилевые – способ действия.
Вот как раз в этой области вас и возьмутся, если обратитесь, зажечь на «могу/не могу», исходя из склонности, то есть неустранимому интересу к процессу осуществления деятельности. Только не говорите, что это слишком абстрактно. Это – вполне конкретно:
– Я не смогу основать собственный бизнес, потому что не люблю руководить людьми;
– Я не могу нарушить закон, потому что это стыдно для меня лично;
– Я не могу дать такие показания, потому что не уверен.
Замечаете близость с этическими нормами? А без этого – никак. И если вам подсказали, как можно манипулировать окружающими «в благих целях», а вы воспользовались, значит, вы можете бессознательно употребить эти техники и во вред, даже не заметив. Остерегаться ли – решать вам.
* * *
Хочу – не хочу, умею – не умею, могу – не могу. Подмена понятий влечет за собой последствия. Не поддавайтесь на удочку подмены, найдите то, что не укладывается в схему подменщика, – ему только и надо, чтоб вы ограничили себя теми рамками, которые он выдвигает.
В конце концов, если следовать концепции основателя трансактного анализа Э. Берна, «хотения» – детское начало, «умения» – родительское, а «могущество» – взрослое. Действовать «по-взрослому» – это значит учитывать разные аспекты причин, понуждающих к выбору. И когда цитируют Р. Баха с высказыванием «никогда не говорите себе: «Я не могу». Этим вы лишаете себя могущества», то его, Ричарда Баха, оскорбляют как глубокого и последовательного этика, потому как он имел в виду лишь накопление умений, а вовсе не отвергание реалий: физических, равно как нравственных и проч.
Автор — Валентина Пономарева